Posted 31 декабря 2015,, 15:00

Published 31 декабря 2015,, 15:00

Modified 31 января, 08:35

Updated 31 января, 08:35

Стало плохо, будет хуже

31 декабря 2015, 15:00
В 2015 году в России падали объемы производств, обесценивался рубль, росли цены, начались задержки зарплат. Эксперты считают, что эта тенденция сохранится, если не случится чудо.

Уходящий 2015 год был плохим годом для российской экономики и граждан. К такому мнению пришли практически все эксперты. Падали объемы производств, обесценивался рубль, росли розничные цены для потребителя, начались задержки зарплат. Процесс импортозамещения, который, согласно своей идее, должен обеспечить россиян работой, заработками и национальными продуктами, забуксовал. В создавшемся положении кто-то винит зарубежные санкции, положение на мировых рынках, а иные наблюдатели указывают на отрицательные результаты работы правительственных чиновников и банкиров.

Реальные располагаемые доходы россиян снизились, и в новом году эта тенденция к снижению сохранится, считает аналитик «Финам» Тимур Нигматуллин. Основным фактором стало ослабление национальной валюты. Финансовый аналитик напомнил, что, по данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы россиян в ноябре 2015 года уменьшились примерно на 5% по сравнению с ноябрем 2014 года.

«Все говорит о том, что эта тенденция продолжится, если не случится какого-нибудь чуда. Основным драйвером снижения реальных располагаемых доходов стало не только замедление темпов роста номинальных доходов, то есть зарплаты, но и высокое инфляционное давление – резкая потребительская инфляция на фоне ослабления рубля, на фоне контрсанкций против стран Запада. Это привело к ускорению инфляции до 15% и, соответственно, к снижению покупательской способности населения», – рассказал Тимур Нигматуллин.

Затянувшийся кризис негативно сказывается на социальном самочувствии населения, считает ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Сергей Смирнов. Как заявил доктор экономических наук, основной негативной тенденцией стало падение доходов населения в реальном исчислении.

«Месячная зарплата, по ноябрьским данным, уменьшилась на 9 с лишним процентов. Впервые с 1998 – 1999 г., несмотря на проведенную индексацию, уменьшился реальный размер назначенных месячных пенсий. Поскольку денег у населения стало меньше, то съежился потребительский рынок. Упали продажи автомобилей, бытовой техники, а у большей части домохозяйств выросла доля тех расходов, которые они направляют на приобретение продуктов питания», – рассказал Сергей Смирнов.

По словам эксперта, к новым условиям смогли приспособиться разве что средние предприятия, которые закрепились на внешних рынках. Однако таких немного, и все остальные показывают крайнюю степень неудовлетворенности состоянием и ощущением динамики будущих продаж.

«Помимо общеэкономических факторов, есть и чисто регулятивные вещи. Непонятно – какое продолжение получили госсоветы по поддержке малого бизнеса и получили ли вообще. В частности, все эти планы по увеличению в два с половиной раза доли занятости в малом бизнесе. Они не выглядят реалистичными, под этим нет стимулирующих мер. А дестимулирующих достаточно: начиная с торговых сборов в Москве и заканчивая «Платоном». Наверно, есть сермяжный серьезный смысл в них с точки зрения импортозамещения и технологического развития. Но как это внедряется? С полным игнорированием интересов бизнесов по всей цепочке – не только грузоперевозчиков и грузоотправителей, но и торговых сетей. А ведь это как раз та сфера, где представлен малый и средний бизнес, и он сейчас сокращается», – констатировал Масленников.

В США в декабре опубликовали список секторальных санкций против России на 34 физических и юридических лица. В уточненный список также включено большое количество компаний оборонно-промышленного комплекса. Руководитель Центра военного прогнозирования, член общественного совета председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Анатолий Цыганок полагает, что Штаты и в последующем будут наращивать санкционное давление на российскую промышленность, завязанную на «оборонку». Но дело тут не столько в «геополитических» разногласиях, сколько в растущей конкуренции на мировых рынках вооружений.

«Мы с американцами являемся конкурентами, Россия находится на втором месте в мире по экспорту вооружений. Поэтому американцы будут делать все, чтобы наша промышленность выглядела как можно хуже. Не секрет, что боевые действия в Сирии показали, что Россия имеет достаточно мощное вооружение, в том числе ракетные системы на кораблях, самолетах и подводных лодках», – уточнил эксперт. По мнению Анатолия Цыганка, Россия показала потенциал к росту экспорта вооружений за рубеж, и это придется не по нраву американским конкурентам, которые продолжат практику создания проблем российской «оборонке».

Российская экономика была обречена уйти в «минус» и без санкций, подчеркнул директор Института стратегического анализа ФБК, профессор ВШЭ Игорь Николаев. «Санкции, конечно, важный негативный фактор для российской экономики, но, во-первых, не единственный, во-вторых, не главный. Российская экономика и без всяких санкций была бы в кризисе. Достаточно посмотреть на то, как она развивалась, когда никаких санкций не было: в 2012 – 2014 году она уже уходила в кризис. Санкции усугубляют ситуацию, это дополнительный минус, дополнительный негатив. Но главное – это внутренние причины, структурные проблемы. А падение цен на нефть и санкции – это внешние факторы, и не более того», – рассказал Игорь Николаев.

Свою долю в дестабилизации российской экономики сыграло и положение с финансами в банковской сфере. В декабре 2014 года Банк России резко повысил ключевую ставку с 10,5% до 17%. Это в свою очередь привело к увеличению ставок по вкладам, росту стоимости кредитов и другим последствиям. В течение 2015 года ключевая ставка была понижена до 11%.

Резкое повышение банковских ставок в конце 2014 года и их слишком медленное снижение в 2015 году говорит о проведении несбалансированной политики Центробанком, считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», отрасли российской экономики испытывают нехватку финансовых средств.

«Понятно, что Центробанк РФ тоже не от хорошей жизни поднял ставки в конце 2014 года. Тем не менее, постепенно ставки стали снижаться, за исключением последнего месяца, когда Банк фактически принял решение о прекращении снижения. На мой взгляд, шоковое повышение в 2014 году и недостаточно активное снижение в 2015 году стали важнейшим фактором для экономики, демонетизировали ее. Снижение сказывалось положительно на экономике, но денежная масса сильно не увеличилась и денег в экономике много не появилось. Сегодня ЦБ стоит на развилке, надо напитывать экономику, ее производственную часть деньгами. Но для этого нужны инструменты, чтобы напитывать именно экономику, а не банки для игр на валютном рынке», – рассказал Дмитрий Абзалов.

По мнению эксперта, позиция Центробанка в 2015 году была обусловлена, с одной стороны, неопределенностью в экономике, а с другой – неопределенностью стратегии самого Банка.

По замечаниям отдельных наблюдателей, главные санкции против граждан России в 2015 году вводились не за рубежом, а своими, родными чиновниками. Тут и повышение цен на продукты в результате непродуманных контрсанкций и ослабления рубля, и удорожание кредитов, и снижение объемов производства в результате безденежья отраслей экономики. 2015 год оказался не из лучших в плане экономического самочувствия, и 2016-й мы встречаем без розового оптимизма.

Дмитрий Ремизов