Posted 11 марта 2016,, 16:26

Published 11 марта 2016,, 16:26

Modified 31 марта, 04:03

Updated 31 марта, 04:03

Анатомия слухов: новое элитное противостояние

11 марта 2016, 16:26
Деполитизация парламентских выборов не касается подковерной борьбы с целью расширения сфер влияния.

Самой скандальной новостью последних дней стало сообщение о том, что причиной смерти экс-министра печати РФ Михаила Лесина, скончавшегося в США еще четыре месяца назад, якобы стал удар «тупым тяжелым предметом». Также много разговоров вызвали участившиеся негативные публикации об Общероссийском народном фронте.

Новость о том, что Михаил Лесин, которого считают одним из создателей так называемой «кремлевской пропаганды», умер не от тяжелой болезни, результатом которой стал сердечный приступ, как сообщалось ранее, а якобы мог стать жертвой «бытового насилия», оказалась совершенно неожиданной. Напомним, что тело 57-летнего экс-чиновника было обнаружено в номере отеля «Дюпон» в Вашингтоне 5 ноября 2015 года. Родственники тогда говорили именно о сердечном приступе, но все же для выяснения причин произошедшего было назначено расследование.

И вот теперь выясняется, что, по словам экспертов, Лесин якобы умер от «тупых силовых травм головы», а также сходных травм шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. При этом еще страннее выглядит сообщение о том, что это, тем не менее, вовсе не означает, что он обязательно умер в результате насилия.

Однако это ничуть не помешало как СМИ, так и слухмейкерам сразу же вспомнить такие примеры, как недавние таинственные смерти некоторых российских военных, скоропостижный уход из жизни ряда бывших высокопоставленных российских чиновников, связанных с допинговым контролем или, наконец, странное самоубийство беглого олигарха Бориса Березовского, который перед смертью якобы пытался примириться с российскими властями.

Смерть Лесина немедленно начала обрастать самыми неожиданными подробностями. Например, по словам одного из бывших российских высокопоставленных медиа-менеджеров, который сегодня проживает за рубежом, если речь все же идет об убийстве, то оно могло стать результатом недавнего передела российского рекламного рынка, на котором Лесин с самого начала 1990 годов играл ведущую роль.

В то же время этот источник называет бредом еще одну модную версию, согласно которой Михаил Лесин использовал свою болезнь как прикрытие, чтобы уехать в США и продолжить жить там в обмен на обещание предоставить американцам информацию о деятельности нынешних российских властей. Они-то, как шепотом почти под столом рассуждают многие, и смогли дотянуться до отставного медиа-менеджера даже за океаном.

Другой слух последнего времени также косвенно связан с медиа, а по большей части - с подготовкой к осенним парламентским выборам. В последнее время в прессе появилось немало новостей, представляющих в негативном свете деятельность Общероссийского народного фронта (ОНФ). В то же время сами руководители ОНФ неожиданно начали наступление на позиции видных чиновников.

В частности, стало известно о намерении лидера столичного отделения ОНФ Вячеслава Лысакова баллотироваться в депутаты Госдумы по одномандатному округу в Москве, причем сопровождая это критикой деятельности городских властей. Из этого родился слух об углублении конфликта двух элитных околокремлевских групп, одна из которых по-прежнему считает главной провластной силой на выборах партию «Единая Россия», а другая предпочитает делать ставку на ОНФ и дальнейшею департизацию российского политического пространства. А кроме того, естественно, и на снижение влияния Дмитрия Медведева - и как формального лидера единороссов, и как премьер-министра.

По словам одного из российских политологов, сотрудничающих с Общероссийским народным фронтом, эта версия излишне сгущает краски, но сказать, что таких противостоящих друг другу группировок вовсе нет, он тоже не готов. Таким образом, надо наблюдать, как ситуация будет развиваться ближе к выборам. А это в значительной мере зависит и от того, как будет себя вести оппозиция.

Первая история, которая касается этой темы, это якобы утвержденное в Кремле решение выделить бюджет на информационную борьбу против КПРФ. С одной стороны, в этой партии, как говорят некоторые политтехнологи, есть слабо контролируемые из администрации президента (АП) фигуры, вроде Валерия Рашкина. Так что окружение первого замглавы АП Вячеслава Володина не прочь добиться от Геннадия Зюганова исключения таких людей из партийного предвыборного списка с тем, чтобы им оставалось пробовать силы лишь в одномандатных округах, где их проще будет «срезать» еще на этапе регистрации кандидатов.

С другой стороны, Кремлю в отсутствие реальной оппозиции и предвыборной борьбы необходимо обеспечить видимость конкуренции. Договорится ли «Яблоко» о реальном сотрудничестве с Демкоалицией на базе «Партии народной свободы» и другими оппозиционными игроками, вроде депутатов Дмитрия Гудкова и живущего в эмиграции Ильи Пономарева, – пока никому не известно. Один из участников этих переговоров рассказывает, что до сих пор они не принесли почти никаких результатов, но это не значит, что попытки заключить предвыборный союз в ближайшее время прекратятся.

Имитировать «непримиримую оппозицию» обновленная партия «Правое дело» во главе с президентским омбудсменом по защите прав предпринимателей Борисом Титовым не готова. А Кремлю нужен кто-то на эту роль. И тут идеально подходит КПРФ. Ее и будут «мочить», пускаясь во все тяжкие, доказывая такие явно далекие от реальности вещи, как сговор Геннадия Зюганова с американским послом в России.

Кстати, лишним доказательством того, насколько прочно парламентские партии встроены сейчас в общую вертикаль власти, выглядит возвращение в Госдуму члена «Справедливой России» Олега Шеина, прославившегося на всю страну после голодовки в знак протеста против сфальсифицированных, по его утверждению, выборов губернатора Астраханской области. Говорят, что Шеину не просто дадут баллотироваться по одномандатному округу в Астраханской области, но якобы обещают не мешать вести предвыборную кампанию или даже помочь победить. С перспективой через пару лет занять, наконец, пост губернатора этого региона.

Так что если кому-то кажется, что внутренней политики в России больше совсем нет, то это ошибочное ощущение. Деполитизация нынешних парламентских выборов явно не касается подковерной борьбы разных «кремлевских башен», стремящихся расширить свои сферы влияния.

Иван Преображенский