Posted 22 апреля 2016,, 16:32

Published 22 апреля 2016,, 16:32

Modified 31 января, 09:56

Updated 31 января, 09:56

«Объединение зоопарка с мясокомбинатом»

22 апреля 2016, 16:32
На заседании СПЧ прозвучали сомнения в эффективности передачи миграционной службы в подчинение МВД.

При ликвидации Федеральной миграционной службы (ФМС) как самостоятельного органа планируется сохранить те функции и достижения, которые у нее действительно были. Об этом в пятницу на заседании Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), посвященном реализации программы переселения соотечественников в Россию, заявила Ольга Кириллова, назначенная на должность начальника главного управления МВД РФ по вопросам миграции.

Переподчинение миграционных органов министерству внутренних дел Кириллову, ранее возглавлявшую УФМС по Москве, не смущает. «Наша служба и раньше выполняла правоохранительные функции», - говорит она. Одновременно Кириллова пообещала собравшимся, среди которых были ряд руководителей упраздненной миграционной службы, что, несмотря на проведенную реформу, в составе нового управления МВД продолжат работать и гражданские служащие, как это было ранее в ФМС.

«Долгое время наша служба шла курсом девоенизации. То есть, в перспективе мы должны были стать гражданской службой. Основная масса сотрудников, по крайней мере, половина, не носят погоны, и в ближайшей перспективе этих людей мы сохраним», - сказала она, добавив, что это не касается намеченного 30-процентного сокращения штата бывшей ФМС.

Между тем, лидер Форума переселенческих организаций Лидия Графова, напротив, считает, что присоединение ФМС к МВД сродни объединению «зоопарка и мясокомбината». Она напомнила, что подобное в новейшей истории России уже бывало - в частности, в 2001 году. «То, что сейчас наступают на те же грабли — это катастрофа», - уверена Графова. Правозащитница из Обнинска (Калужская область) Татьяна Котляр, выступая на заседании СПЧ, добавила по этому поводу, что МВД всегда рассматривает мигрантов как потенциальных преступников.

Адвокат Евгений Бобров в свою очередь сказал, что ему непонятно, «почему при таком положении дел в мире с миграцией, все функции ФМС в России переданы МВД и другим силовым ведомствам». Член СПЧ считает логичным, когда выдачей документов занимается МВД, однако уверен, что «социальный блок миграционных проблем должен быть передан самостоятельному ведомству».

Что касается темы заседания СПЧ - переселения соотечественников в Россию, то одной из главных проблем здесь Бобров назвал «сложность, запутанность и противоречивость миграционного законодательства, в котором путаются уже и специалисты». По его словам, это подтверждают даже судьи Конституционного суда, что уж говорить о самих переселенцах.

Тему трудовой миграции на совещании хотели было оставить в стороне, «но это не получается», заметил Бобров. В частности, он остановился на таких проблемах, как довольно высокие расценки за получение и продление патента на работу. По его данным, для этого мигрант должен заплатить 20 тысяч рублей единовременно, а затем еще по 4 тысячи рублей ежемесячно.

Эксперт также считает, что экзамены по праву и истории, который обязаны сдавать мигранты, это избыточная мера. «С экзаменом по русскому языку я согласен, это нужно, а вот сдавать историю и основы права — нет. Они должны знать основы миграционного законодательства, получать памятку об основных положениях и ответственности за нарушения. То же самое должны знать сотрудники полиции и миграционных служб, а также работодатели, к которым вообще никаких требований не предъявляется», - пояснил Бобров.

Что касается тех, кто приезжает в Россию по программе переселения соотечественников, то «основная проблема в том, что к ним предъявляется требование иметь регистрацию по месту жительства».

«Многие ли россияне могут зарегистрироваться в съемном жилье в своей стране?», - задался вопросом эксперт. Бобров согласился здесь с мнением бывшего главы ФМС Константина Ромодановского, который еще год назад сказал, что хотя бы для украинцев это требование надо отменить.

По словам эксперта СПЧ, «давно пора изменить «овировскую» идеологию, которая состоит в том, что регистрация по месту жительству порождает какие-то права». «Ничего она не порождает и не подтверждает - это всего лишь административные отношения. Законность пребывания иностранца подтверждается наличием у него разрешительных документов на пребывание вне зависимости от регистрации. Нужно отвязать реализацию прав от наличия регистрации», - уверен Бобров. Он считает, что, как и прописано в 20 статье Гражданского кодекса, для легализации достаточно документов подтверждающих место жительство человека.

Лидия Графова в очередной раз подняла проблему, которую создает требования законодательства при подаче документов на получение российского гражданства. В частности, это касается необходимости предъявлять справку об отказе от гражданства страны, из которой выехал переселенец.

В реальности для многих наших соотечественников это превращается в непреодолимую преграду, так как ряд стран СНГ, из которых они уехали, таких справок просто не выдает. «Никто, например, не видел справки об отказе от гражданства Узбекистана», - сказала она, пояснив, что посольство этой страны уже давно не выдает таких документов.

Председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина отметила, что надо убрать из 14 статьи, части 7 закона о гражданстве РФ требование о регистрации по месту жительства. «Речь об участниках программы переселения соотечественников, которых соблазнили (приехать в Россию) и которые попадают здесь в правовую ловушку из-за этого требования», - отметила она.

Помимо прочих проблем, Ганнушкина упомянула и о приказе №32 министерства образования РФ от 2014 года, которым запретили брать в школы детей без регистрации, а также об «очень интересном решении Верховного Суда РФ, где сказано, что детей в школу надо брать, но приказ не является незаконным». «Такая вот интересная политика», - грустно резюмировала она.

Александр Желенин