Posted 17 июня 2016,, 10:52

Published 17 июня 2016,, 10:52

Modified 31 марта, 02:57

Updated 31 марта, 02:57

10 фунтов за беспредел

17 июня 2016, 10:52
Британские журналисты удивлены ничтожными штрафами для российских авиадебоширов.

Британская газета Mirror в минувший четверг опубликовала статью о пьяном пассажире, на некоторое время заблокировавшем вылет самолета из российского аэропорта «Шереметьево» в тунисскую Энфиду. Не скрывая удивления, английские журналисты поведали своим читателям, что человек, учинивший пьяный скандал и сорвавший расписание вылетов крупного хаба, отделался штрафом в 10 фунтов.

«Пьяный хулиган по имени Михаил оскорблял кабинный экипаж и попутчиков, - рассказывает Mirror. – Он отказался занять свое место и становился все более жестоким, так что экипажу пришлось остановить подготовку к вылету и вызвать полицию».

В конце концов разгулявшегося пассажира сняли с рейса и вывели из самолета. Полицейские отпустили его, наложив штраф в размере 1000 рублей, или примерно 10 британских фунтов. По словам авторов издания, такое наказание является «ничтожным», ведь в большинстве западных стран дебошир должен был бы расстаться с куда более существенной суммой, а то и вовсе сесть в тюрьму. Кроме того, его почти наверняка внесли бы в специальный список нежелательных пассажиров, которому западные перевозчики имеют право отказать в продаже билета.

Столь незначительный штраф не является сдерживающим фактором для других, ведущих себя точно так же, констатируют журналисты Mirror. Их точку зрения подтверждает большое количество аналогичных скандалов, с началом сезона отпусков буквально захлестнувших российскую гражданскую авиацию. Ведь случай в «Шереметьево» далеко не редкость – например, 10 июня самолет, летевший из Южно-Сахалинска в Москву, вынужден был экстренно сесть в Екатеринбурге. Дело в том, что один из пассажиров настолько распоясался, что поднял руку на бортпроводника. А 31 мая вылет лайнера в Стамбул был задержан в «Шереметьево» из-за неадекватных действий нетрезвого пассажира. И во всех этих ситуациях виновные отделывались чисто символическим наказанием.

«На рейсах зарубежных перевозчиков тоже дебоширят, но реже, потому что наказание там гораздо строже, - рассказывал ранее генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев. - Американское законодательство, например, весьма сурово: штраф от $10 тыс. налагается за угрозы, шантаж членов экипажа на борту во время полета, за беспокойное поведение в результате алкогольного опьянения, а также за невыполнение указаний члена экипажа по обеспечению безопасности полета (например, курение, отказ пристегнуть ремни безопасности). А за попытку вмешательства в работу экипажа нарушителю грозит тюремный срок до 20 лет. Штраф за нарушение правил безопасности полета на борту японских авиакомпаний составит $4,8 тыс. Согласитесь, после таких санкций человек как следует задумается, прежде чем начать хулиганить».

Поэтому отечественные авиаперевозчики уже давно предлагают привести российское законодательство в соответствие с международными нормами. Так, чтобы обезопасить членов экипажа, их можно было бы на время полета приравнять к представителям власти, оскорбление и насилие в отношении которых карается Уголовным кодексом. Кроме того, утихомирить буянящего пассажира помогут специальные ремни или наручники, активно используемые в случае необходимости иностранными авиакомпаниями. А избавиться от хулиганов-рецидивистов помогли бы «черные списки», позволяющие на какое-то время отказывать запятнавшим себя гражданам в приобретении авиабилетов.

Эксперты полностью согласны с этими предложениями. «Наши штрафы невысоки, но Административный кодекс у нас универсальный – точно так же могут оштрафовать и бабушку в магазине на ту же тысячу рублей. У нас действительно нет специальных норм, которые были бы применимы к отдельным категориям граждан. Ведь если человек летит самолетом, то, скорее всего, у него не доход пенсионерки, и значит, в этих случаях, наверное, нужны специальные нормы, - считает главный редактор отраслевого портала «Aviaru Network» Роман Гусаров. - Если брать ситуацию с дебоширами на Западе – там штрафы действительно очень высокие. И там никого не волнует, какой у вас уровень дохода. Совершил нарушение – тебе могут и сто, и двести, и пятьсот евро вкатать вообще за какую-нибудь мелкую административку… Каждый дебошир должен нести наказание не просто за факт того, что он дебошир, а конкретно за содеянное».

Но прежде чем предложенные авиакомпаниями для защиты своих сотрудников и пассажиров меры начнут работать, необходимо прописать их в соответствующих статьях законодательства. К сожалению, этот процесс идет медленно и сопровождается странными задержками. Один из законопроектов уже два года лежит в Госдуме, кочуя между комитетами и комиссиями, другие так и остались в стадии подготовки. Создается даже впечатление, что депутаты не в полной мере осознают серьезность ситуации и не понимают важности обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажей авиалайнеров.

А возможно, ими движут другие причины? «Сколько ни говорят про дебоширов, а чаще всего дебоширят люди, которые являются госслужащими: чиновники, депутаты федеральные или региональные, работники силовых структур... Зачастую именно они становятся источниками неадекватного поведения на борту. Может, поэтому и не спешат увеличивать штрафы?» - предполагает Роман Гусаров.