Posted 22 июня 2016,, 16:23

Published 22 июня 2016,, 16:23

Modified 31 марта, 02:54

Updated 31 марта, 02:54

Молочный коктейль с гипсом и известкой

22 июня 2016, 16:23
Госэксперты нашли в российском молоке ингредиенты, больше подходящие для строительства, чем для еды. Борьба с фальсификатом практически не ведется.

Россельхознадзор сообщил, что для фальсификации молочных продуктов используются не только растительные жиры, включая уже набившее оскомину пальмовое масло, но и крахмал, мел, сода, известь, борная или салициловая кислоты и даже гипс. Ранее в СМИ широко распространился видеоролик из Петербурга, где видно, что творог Лев-Толстовского молочного завода горит, да так, что его можно эффективно использовать как топливо.

Инцидент привел к внеплановой проверке ООО «Лев-Толстовский молочный завод» в Липецкой области. Выяснилось, что сырье, из которого здесь производили молочную продукцию, даже не предполагало выпуска качественного товара. Фактическое содержание в продукции растительных стеринов (немолочного жира) составило 100%, что недопустимо по техническим регламентам и не соответствует информации, заявленной на упаковке.

Поставщиком сырья, заказчиком и оптовым реализатором некачественного творога в документах значился некий «Мегаторг» из Тульской области. Однако во время внеплановой проверки такой организации по заявленному адресу специалисты не нашли.

Активные общественники и до этих «леденящих душу» историй пытались, в меру сил, бороться с фальсификатом. Сопредседатель общества защиты прав потребителей Свердловской области Роман Раднаев прокомментировал историю, когда специалисты купили в екатеринбургских магазинах десять самых популярных марок молока и отдали их на экспертизу в лабораторию. Результаты показали, что четыре пробы из десяти — фальсификат.

«Примерно с 2013 года стало проявляться заметное ухудшение качества продуктов, не только молочной продукции, но и других продовольственных товаров. К сожалению, общественные организации могут лишь поспособствовать проведению проверок, а основные полномочия остаются у государственного органа Роспотребнадзора. Однако инициатива общественников тоже может принести плоды: по итогам той резонансной проверки были поданы исковые заявления в суд, и на производителей были наложены штрафные санкции», — рассказал Роман Раднаев.

Борьба с отдельными фальсификаторами не приводит к успешному решению проблемы в целом, считает председатель совета Объединения потребителей России во Владимирской области, куратор проекта «Знак качества» в ЦФО Дмитрий Семенов. Как рассказал эксперт корреспонденту «Росбалта», на смену разоблаченным фальсификаторам приходят новые.

«Два с половиной года мы занимаемся мониторингом потребительского рынка. За это время мы убрали из магазинов 14 видов сливочного масла недобросовестных производителей, обратившись в контрольно-надзорные органы. Но свято место пусто не бывает, и их место заняли другие, процент фальсификата остался тем же. Многие сейчас пытаются это увязать с импортозамещением, сказать, что ситуация стала хуже. Да нет, давно уже так стало, и из Европы такая же продукция шла. А какое-то время назад на наш рынок стала поступать продукция белорусского производства. Сначала она была достаточно качественная. Но сейчас эта продукция даже дешевле, чем у местного производителя. А этого не может быть с учетом логистического плеча, ну никак она не может стоить дешевле местной. На самом деле эта продукция никогда в Белоруссии и не была, ее выпускают какие-то заводы в Центральном ФО, подделывая под белорусскую», — заявил Дмитрий Семенов.

География предприятий, выпускающих фальсифицированную молочную продукцию, обширна, а иногда это могут быть «заводы-фантомы», рассказал представитель общественного движения в защиту прав потребителей «Качество нашей жизни» Александр Братищев. Некачественную продукцию можно купить и в сетевых магазинах, и на рынках.

«Фальсифицированная продукция может быть откуда угодно. Например, в Воронежской области это могут быть продукты и местного производства, и из соседних Курской и Белгородской областей, и из Московской области. А еще у нас есть такое понятие, как „завод-фантом“. На упаковке фальсифицированного продукта может быть написано какое-нибудь название, например „ИП Иванов“, и в качестве адреса указан город где-нибудь в Московской области. Мы пишем в Роспотребнадзор Московской области, а оттуда приходит ответ, что по такому адресу „ИП Иванова“ никогда не было. И таких историй тоже очень много», — сообщил Александр Братищев.

По словам общественника, к распространению фальсификатов привела бесконтрольность работы производителей. Наиболее распространенным способом фальсификации является добавление в молочные продукты растительных жиров вместо молочных.

«Когда Дмитрий Медведев был президентом, он сказал фразу: „не надо кошмарить бизнес“. Вот тогда это и началось. Роспотребнадзор потерял свои серьезные функции, проверки стало можно проводить раз в три года, а штрафы стали символическими. Некачественной продукции можно выпустить на миллионы, а штраф заплатить 10 тысяч рублей», — констатировал Александр Братищев.

Эксперт Российского института потребительских испытаний Маргарита Баранова пояснила, что выявить фальсифицированное молоко возможно только в лабораторных условиях. «Все „экспресс-анализы“ в домашних условиях обречены на оценку только самого потребителя. В домашних условиях за посторонние включения можно принять и простую грязь, попавшую в продукт. А фальсификацию можно выявить только в лабораторных условиях, с помощью соответствующего оборудования», — уточнила Маргарита Баранова. В этих условиях простому покупателю остается лишь надеяться на авторитетность бренда и не гнаться за дешевизной.

Вице-президент «Ассоциации переработчиков по противодействию фальсификации молочной продукции» Денис Токмаков тоже считает, что покупателю отличить подделку от натурального молока почти невозможно. Производители фальсифицированной продукции совершенствуют производство, чтобы их товар было труднее разоблачить.

«Производители, которые делают фальсификат, — не дураки и стараются замаскировать свои изделия так, чтобы их невозможно было отличить на вкус и цвет. Качество молока обычный человек не сможет определить, так как для этого нужны лабораторные исследования, мощностями для которых обладает Роспотребнадзор. Качество другой молочной продукции — сливочного масла, творога — определить все же можно. Для исследования масла можно взять детектор валют, который имеет ультрафиолетовую лампу. Если поместить под ультрафиолетовый свет кусок масла, который содержит растительные жиры, то он будет светиться ярко-белым либо голубым цветом. Натуральное масло должно светиться в ультрафиолете желтым цветом. Для проверки творога можно использовать йод. Если на творог, в который добавили крахмал и соду, капнуть йодом, то он посинеет», — сообщил Денис Токмаков.

Снижение качества продукции происходит из-за позиции отраслевых союзов молочников, считает сопредседатель союза потребителей «Росконтроль» Александр Борисов. Как рассказал общественник, с рынка вымываются честные игроки, которые не выдерживают ценовой конкуренции. В качестве примера оправдания ухудшения качества продуктов Борисов привел слова председателя правления Национального союза производителей молока Андрея Даниленко. Тот заявил, что доля жира в сливочном масле может не соответствовать указанной на упаковке всего лишь на «доли процента».

«Доля процента», о которой столь язвительно говорит руководитель отраслевого союза, как свидетельствуют лабораторные исследования, проведенные Союзом потребителей «Росконтроль», может быть и 1,5%, и 3,3% и 4,4%! «Сэкономленный» 1% жира для предприятия, работающего в одну смену, обернется прибылью в 250 тыс. рублей ежемесячно. Широким жестом председатель правления «дарит» производителям наши деньги вместо того, чтобы призвать коллег по цеху снижать цены на продукт соответственно реальному его составу», — подчеркнул Борисов.

Причиной такой ситуации эксперт назвал безнаказанность недобросовестных производителей. «На сегодняшний день максимальный штраф, который может заплатить недобросовестный производитель за фальсификат — 500 тыс. рублей», — констатировал Александр Борисов.

Молоко, которое издавна считалось полезным для здоровья, на наших глазах превратилось в бесполезный, а иногда даже и опасный продукт. Зато производители положили себе в карман дополнительные барыши, а потребителя убаюкали видимостью «изобилия» на прилавках.

Слова известной песни из старого мультфильма пора переделать: «Не пейте, дети, молоко – будете здоровы»?..

Дмитрий Ремизов