Posted 12 июля 2016,, 15:30

Published 12 июля 2016,, 15:30

Modified 31 марта, 02:39

Updated 31 марта, 02:39

Рихтер: На Западе критикуют политику Кремля, но никто не ведет информационную войну против России и россиян

12 июля 2016, 15:30

На Западе есть острая информационная критика политики Кремля, российские власти критикуются западными СМИ резко, систематически и целенаправленно, однако некой информационной войны против России и россиян не ведется. Об этом в интервью «Радио Свобода» заявил доктор филологических наук, ранее заведующий кафедрой истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ, а ныне — директор офиса Представителя по вопросам свободы СМИ ОБСЕ Андрей Рихтер.

По мнению Рихтера, в логике, согласно которой, когда против российского общества развернута информационная война, нужно отвечать пропагандой, нет правды.

«Во-первых, я не считаю, что ведется некая информационная война против России и россиян. Есть острая информационная критика политики Кремля, это так. Кремль критикуется западными СМИ резко, систематически и целенаправленно. Но Россия — это далеко не Кремль, так же как Америка — не Белый дом. Во-вторых, даже если утверждать, что существует „западная антироссийская пропаганда“, то она уж точно не ведется в российских СМИ, — отметил собеседник „Радио Свобода“. — Что-то я не вижу в российских СМИ засилья западных журналистов и экспертов, которые бы критиковали и атаковали Россию. Те несчастные представители западной журналистики, которые иногда мелькают на ток-шоу по российским каналам, на мой взгляд, просто мальчики для битья. Как можно говорить о них как о стражниках западной пропаганды в российских СМИ? Тогда зачем развертывать артиллерийский ответ на западную пропаганду? Это нелогично. Нет, так мотивировать то, что российские журналисты становятся бойцами, которым нет дела до объективности и которые должны бороться с Западом, нельзя».

Рихтер, с 2011 года живущий в Вене, признался, что не может привести ни одного примера враждебности по отношению к россиянам, к русскоязычным.

«Ни на улице, ни в общественных местах, ни на конференциях, ни в международных организациях — никакой сегрегации, дискриминации, враждебности просто не существует. Иначе я бы сейчас не сидел в городском парке Вены и не разговаривал бы с вами громко по-русски. Если бы действительно была некая пропаганда в местных СМИ против России и россиян, поверьте мне, ситуация была бы другой. Люди бы бежали отсюда, увозили бы семьи, детей в безопасное место. Никакой антироссийской пропаганды здесь нет. Ни по телевидению, ни в газетах. Повторяю: есть критика Кремля — из-за Украины, из-за нарушений прав человека, из-за нарушения тех или иных правил и договоренностей. Справедлива эта критика или нет — это предмет для другого разговора», — добавил он.

Что касается нынешнего состояния журналистики в России и правового регулирования СМИ, то, по мнению Рихтера, право способно защитить свободу СМИ и журналистов.

«И это так не только в теории, не только в Конституции, но и на практике… Плохих решений больше, чем хороших. С этим трудно спорить. Можно говорить о разных пропорциях, но в этой сфере так всегда было в России — глупых и непрофессиональных решений больше, чем тех, которые основывались бы на духе закона и на справедливости. Но ведь есть и примеры блестящих решений, которые нужно цитировать, которые важно пропагандировать, — заявил Рихтер. — На мой взгляд, в стране сейчас возникла традиция, когда журналист и редактор постоянно занимаются самоцензурой. Они боятся острых тем и материалов в силу их негативных для себя последствий. Их могут уволить или наказать тем или иным способом. И это порождает страх. Этот страх сильнее новых законов и поправок. Никто ничего вписывать в Конституцию не будет: самоцензура работает и без конституционных норм. Вопрос в другом: как долго будет действовать конституционная норма о запрете цензуры на практике? Потому что, на мой взгляд, все-таки сегодня она работает».

Эксперт отметил, что сегодня «сформировался определенный климат, при котором большинство редакторов боятся цензуры при ее отсутствии».