Posted 13 июля 2016,, 07:44

Published 13 июля 2016,, 07:44

Modified 31 марта, 02:39

Updated 31 марта, 02:39

СМИ: В Минфине и ФНС обсуждают возможность контроля за крупными расходами населения

13 июля 2016, 07:44
Причиной обсуждения стала необходимость бороться с серыми зарплатами.

Необходимость бороться с серыми зарплатами стала причиной обсуждения в Минфине и Федеральной налоговой службе (ФНС) возможности контроля за крупными расходами населения. Об этом сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников.

По словам одного из чиновников, тема контроля за расходами старая, но в последнее время ее обсуждение возобновилось из-за необходимости наполнять бюджет. Чиновник финансово-экономического блока правительства отмечает, что пока возникает больше вопросов, потому что нельзя мыслить бухгалтерски, только с точки зрения доходов бюджета. Логика у идеи есть, но не ясно, как наладить контроль, говорит другой чиновник.

Представитель Минфина отмечает, что от ведомства такая инициатива не исходила. Нельзя переходить к налогообложению разницы между оценкой богатства и декларируемых доходов напрямую, уточняет замминистра финансов Илья Трунин. В ФНС не прокомментировали идею.

Федеральные чиновники считают, что данных у ФНС для такого контроля достаточно. Например, при постановке автомобиля на учет ГИБДД передает данные налоговикам — для транспортного налога о покупке недвижимости налоговики узнают от Росреестра, можно получить и сведения о банковских счетах. Но использовать эти данные для доначисления НДФЛ физическим лицам нельзя, предупреждает один из чиновников.

По словам партнера Taxadvisor Дмитрия Костальгина, необходимо обнаружить доходы, с которых не был уплачен налог. Сейчас НДФЛ с вмененного дохода уже взимается. Например, при продаже квартир, если она во владении меньше трех лет, налог рассчитывается от кадастровой стоимости независимо от того, какая цена указана в договоре, добавляет он.

Собеседники издания отмечают, что реализовать идею будет сложно. «Самое сложное — определить доходы», — говорит бывший финансовый чиновник.

«Непонятно, за какой период учитывать доходы, может, человек копил всю жизнь», — рассуждает Костальгин.

По словам Трунина, механизмы контроля за расходами сегодня уже есть. Большое число госслужащих, а также сотрудников госкомпаний ежегодно декларируют доходы, состояние и крупные расходы. Их данные сейчас никак не используются в налоговом администрировании, продолжает он, а то, что декларируется в госорганах и госкомпаниях, и есть данные о внешних признаках благосостояния.

Но переход к прямому налогообложению разницы между оценкой богатства и декларируемых доходов может повлечь за собой рост споров с налоговиками с неочевидным исходом, считает он.