Posted 11 августа 2016,, 16:24

Published 11 августа 2016,, 16:24

Modified 31 марта, 02:19

Updated 31 марта, 02:19

Война или будет, или нет

11 августа 2016, 16:24
Эксперты разошлись в прогнозах относительно развития конфликта РФ и Украины в связи с обострением на границе, но не исключили жестких сценариев, если боевые стычки продолжатся.

ФСБ объявила о предотвращении в Крыму терактов, подготовленных разведкой Украины. Сообщалось, что российские спецслужбы при поддержке других силовых подразделений предотвратили прорыв на полуостров диверсионно-террористических групп с украинской территории.

Эксперты по-разному оценили готовность сторон к эскалации конфликта. Одни считают, что этот инцидент не изменит отношений России с Украиной, другие видят потенциал для усиления конфронтации.

Политолог Алексей Макаркин считает, что напряженность между странами не увеличится. «Отношение к Западу и без того плохое, отношение к Украине и без того плохое. Если события не получат каких-то головоломных продолжений, и ситуация не окажется на грани какой-то большой войны, то к концу избирательной кампании об этих событиях вряд ли будут много вспоминать», — уверен эксперт.

Также политолог считает, что если в Крыму не произойдет новых боестолкновений, то недавние вооруженные стычки никак не изменят и внутриполитическую ситуацию в России. Он не видит ничьей серьезной заинтересованности в «закручивании гаек».

Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов, напротив, уверен, что ситуация вокруг Крыма имеет тенденции к ухудшению. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», об этом свидетельствуют и жесткие заявления сторон.

«Я очень хотел бы, чтобы этого не произошло. Но когда во всеуслышание делается заявление о том, что „нормандский процесс“ становится бессмысленным, а Украина перешла на путь террора, что не останется незамеченным, — это уже говорит о значительном обострении», — подчеркнул Александр Коновалов.

Эксперт обратил внимание, что на российско-украинской границе в Крыму уже произошли обмены артиллерийскими выстрелами. «В российском заявлении суть происходящего сформулирована как попытка другой стороны сорвать курортный сезон, напугать отдыхающих, показать, что Крым — небезопасное место. Это все в значительной мере уже произошло. Какую дальнейшую форму все это примет, сказать трудно, но это явно не последняя точка», — прогнозирует эксперт.

Российско-украинские отношения и внутриполитическая ситуация в обеих странах зависят от дальнейшего развития ситуации вокруг Крыма, считает президент Центра политических технологий Игорь Бунин. По его мнению, обострение может как «заглохнуть», так и, наоборот, отношения могут ожесточиться.

«Был проект, согласно которому стороны в рамках Минского соглашения договариваются, и после этого с россиян частично снимают санкции. Если все „уйдет в песок“ и мы будем действовать в рамках „минской четверки“, то все так и будет. Если же ситуация будет развиваться в сторону ожесточения, то нас ждет некая милитаризация отношений и внутриполитической ситуации», — считает Игорь Бунин.

Политолог Дмитрий Болкунец полагает, что открытая война между Россией и Украиной невозможна, но мелкие столкновения у границы могут продолжаться. Как заявил эксперт, в Киеве понимают разницу в военных потенциалах и не пойдут на большее обострение. Он, однако, не исключил развития противостояния по «палестинскому сценарию».

«Если сравнить две армии, то понятно, что Украина не способна причинить серьезный ущерб российской армии в случае открытого конфликта. Это будет просто гибель для украинского государства. Но могут быть провокации в связи с тем, что в Украине не очень благоприятная ситуация в части контроля над некоторыми вооруженными группами, в том числе там существуют частные армии. Вот эти неподконтрольные группировки могут устраивать стычки на границе. Если это станет напоминать вариант террористической деятельности по примеру Палестины и Израиля, то Россия станет отвечать достаточно жестко», — предупреждает Дмитрий Болкунец.

Политолог подчеркнул, что российско-украинские отношения будет отравлять ситуация с непризнанием отхода Крыма к России. «Когда политики потеряли часть территории, которую они считали своей, но продолжают жить в мифах и надеждах, что они эту территорию вернут, то ни к чему хорошему это не приводит», — считает Дмитрий Болкунец.

Политолог не исключил, что в будущем поставить точку в определении новых границ между Россией и Украиной могла бы мирная конференция с участием международных посредников.

Конфликт на крымской границе замер в ожидании. Стороны либо вновь начнут новый раунд переговорной и закулисной игры, либо кто-то смешает фигуры и бросит их в лицо сопернику.

Дмитрий Ремизов