Posted 18 августа 2016,, 09:59

Published 18 августа 2016,, 09:59

Modified 31 марта, 02:14

Updated 31 марта, 02:14

Все грани легитимности

18 августа 2016, 09:59
По мнению экспертов, предстоящие парламентские выборы будут проходить на принципиально ином фоне, чем в 2011 году.

В России официально завершился этап регистрации партий на выборах в Государственную думу, который состоятся уже через месяц, 18 сентября. Всего в борьбе за голоса граждан России примут участие 14 политических объединений.

Вот они в том порядке, в каком будут значиться в избирательном бюллетене: 1.«Родина»; 2.«Коммунисты России»; 3.Российская партия пенсионеров за справедливость; 4.«Единая Россия»; 5.«Зеленые»; 6.«Гражданская платформа»; 7.ЛДПР; 8.Партия народной свободы; 9.Партия роста; 10.«Гражданская сила»; 11.«Яблоко»; 12.КПРФ; 13.«Патриоты России»; 14.«Справедливая Россия».

Если рассуждать формально, то для того, чтобы признать выборы конкурентными, полутора десятка пунктов в избирательном бюллетене вроде бы вполне достаточно. Однако известно, что ни одна из партий, которая согласно действующему закону, чтобы попасть в бюллетень для голосования, обязана собрать подписи избирателей (эту достаточно мучительную процедуру должны проходить те партии, которые не имеют ни одного своего представителя в федеральном или региональных парламентах), на этих выборах зарегистрирована не была.

В связи с этим обозреватель «Росбалта» попросил экспертов ответить на вопрос о том, насколько предстоящие парламентские выборы в России можно считать не только конкурентными, но и легитимными.

По мнению президента фонда «Центр политических технологий» Игоря Бунина, нынешние выборы в Госдуму станут более конкурентными, чем в 2011 году. По словам эксперта, это объясняется, во-первых, тем, что для участия в избирательной кампании в этом году зарегистрировано 14 партий, а не 7, как было в прошлый раз. «Во-вторых, сейчас есть такой институт, как одномандатные округа, которые более конкурентны», - отметил Бунин. По его словам, «сопоставить выборы 2011 года и нынешние невозможно. Там массово применялся административный ресурс, а сегодня он, возможно, тоже применяется, но в весьма ограниченном виде».

Вместе с тем, политолог говорит, что «состояние массового сознания и политическая система в РФ таковы, что превратить эти выборы в полностью конкурентные за один избирательный цикл невозможно». «Да, видимо, никто такой цели и не ставил. Я бы назвал их полу-конкурентными», - сказал Бунин.

Схожего мнения придерживается и руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. «Можно говорить о реальной конкурентности этой выборной кампании, поскольку в ней участвуют политические силы практически всего спектра взглядов - от либералов-западников, до ультра-патриотов, от «Парнаса» до «Родины»», - отметил эксперт.

Проблема, по мнению Калачева, в том, что «избиратели пока не проявляют большого интереса к происходящему». «Часть из них считает, что, несмотря на такую широкую представленность политических взглядов, выбирать не из кого, часть не верит в честность предстоящих выборов», - пояснил эксперт.

Другая проблема этой кампании, по словам политолога, состоит в том, что «она скучна и неинтересна, что партии живут своей жизнью, а избиратели — своей».

Что касается ситуации, когда ни одна из партий, вынужденных собирать подписи избирателей, не прошла этот барьер, то Калачев объясняет ее следующим образом: «Конечно, для большей легитимности этих выборов было бы неплохо, чтобы в них смогла принять участие хотя бы одна партия, не имеющая своих представителей в региональных или федеральном парламенте, но те из них, кто заявлял о таком намерении, явно не имели для этого ни организационных, ни финансовых ресурсов, ни широкой поддержки в обществе».

«Проблема в том, что для наших партий клубного толка, имеющих весьма неразвитую региональную сеть, пройти процедуру сбора подписей действительно весьма затруднительно», - констатировал политолог.

Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов предсказывает, что предстоящие выборы в Госдуму, скорее всего, продемонстрируют то, что и стремится доказать Кремль - безоговорочное лидерство «Единой России» и ничтожность оппозиции. «В выборах, проводимых авторитарными режимами, нередко участвует много партий, Россия здесь не исключение. Главными задачами таких выборов является стремление показать, что партия, поддерживающая исполнительную власть, безоговорочно лидирует, а оппозиция раздроблена и бессильна. И та, и другая задача на сентябрьских выборах в Госдуму, вероятнее всего, будут выполнены», – полагает эксперт.

Именно поэтому, по словам Голосова, в России «весьма охотно допускают до выборов подконтрольные малые партии». «Среди авторитарных режимов наша страна в этом отнюдь не рекордсмен, в других режимах такого толка число небольших партий, участвующих в выборах, может достигать нескольких десятков, а то и сотен», - добавил он.

«Единая Россия», скорее всего, будет лидировать с большим отрывом от второй после нее партии, которой, вероятно, станет КПРФ. Все остальные получат довольно незначительное число голосов», - полагает аналитик. Он прогнозирует, что по результатам выборов в Госдуме, помимо ЕР, вновь окажутся все три нынешние «партии лояльной оппозиции»: КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

По словам политолога, «ни одна из других партий пятипроцентный барьер на выборах, скорее всего, не преодолеет, что и покажет, что альтернативы нет».

Что касается проблемы легитимности этих выборов, то эксперт напоминает, что этот термин многозначен. «Если понимать легитимность как то, что выборы пройдут по действующим в России законам, то да, они будут легитимными — какие законы, такие и выборы. Если говорить о содержательной составляющей, то выборы, на которые не допускаются потенциально важные оппозиционные силы, вроде партии Алексея Навального, не могут быть признаны ни свободными, ни честными», - полагает Голосов.

В то же время, по словам аналитика, «если говорить о массовом восприятии понятия «легитимность», то надо вести речь о легитимности режима в целом, и с этой точки зрения, этот термин не имеет отношения к выборам».

«Люди в России на самом деле знают, что выборы в стране далеко не безупречны, но они исходят из того, что раз действующая власть пользуется поддержкой населения, то все эти нарушения — мелочи. Что раз уж народ любит президента, то, с точки зрения многих, выборы вообще можно было бы не проводить. Логика примерно такова: раз уж их проводят, то не так уж важно как», - пояснил Голосов.

«Основная масса людей, которые поддерживают существующий режим, делают это не потому, что Владимир Путин или «Единая Россия» побеждают на выборах, а потому, что по телевизору им рассказали, что режим одерживает многочисленные внешнеполитические победы, что, несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку, он заботится о людях. И граждане не уверены, что какие-то альтернативные политические силы могли бы выполнить то же самое», - говорит политолог.

По его словам, «до тех пор, пока эта пропаганда работает и кажется убедительной, власть (в том числе, законодательная) в глазах населения будет оставаться легитимной».

Александр Желенин