Posted 8 сентября 2016,, 12:22

Published 8 сентября 2016,, 12:22

Modified 31 марта, 01:57

Updated 31 марта, 01:57

Экологи «Гринпис» рассказали о масштабном саботаже и слежке в экспедиции на Таймыр

8 сентября 2016, 12:22
Экспедиция отправилась на Енисей, чтобы проверить опасения местных жителей, обеспокоенных строительством нефтяного терминала «Таналау».

Российское отделение международной организации «Гринпис» отчиталось об экспедиции на Таймыр, которую пытались сорвать неизвестные.

Как сообщалось, в августе гринписовцы отправились на Енисей, чтобы проверить опасения местных жителей относительно планов «Независимой нефтегазовой компании» (ННК) по строительству нефтяного терминала «Таналау».

«Мы изучили документы и убедились, что проект действительно очень опасный. Предполагается, что каждые три дня из терминала будут выходить два танкера. Они собираются возить нефть круглый год, в том числе в тяжелых ледовых условиях. В стране просто нет столько танкеров ледового класса и ледоколов, а по пути их движения нет баз для ликвидации аварии. ННК — сравнительно небольшая компания. Ей не по силам создать такие базы. Это государственная задача, но у государства таких баз тоже нет», — рассказал руководитель арктического проекта Оганес Таргулян.

В декабре экологи узнали, что проект прошел государственную экологическую экспертизу и строительство могут начать в любой момент. Тогда было решено выяснить обстановку на месте. Местные жители больше всего беспокоились, что если произойдет разлив нефти около Байкаловска, пострадают не только те рыбаки, которые живут ниже по течению, но и вообще все, кто рыбачит на Енисее, потому что в районе Байкаловска идет миграция омуля и сига.

Во время апрельской поездки экоактивисты нашли в поселках Мунгуй и Байкаловск мягкие хранилища нефтепродуктов компании ННК. «Это огромные пластиковые емкости, в которых закачивают сотни тонн нефти. Они были расположены прямо около берега, в 10-15 метрах. Разумеется, такие объекты категорически запрещено размещать в водоохранной зоне. Если половодье будет чуть сильнее, то хранилище может порвать и все будет в Енисее», — поясняет Таргулян.

«В прокуратуре нам ответили, что на момент нашего посещения в хранилищах не было нефтепродуктов… Кроме того, прокуратура ответила, что хранилища должны быть ликвидированы к середине или к концу сентября 2016 года. Мы решили еще раз прилететь на Таймыр, дойти до Байкаловска на своих лодках и лично убедиться в этом», — рассказал Таргулян.

Однако когда в августе на Таймыр прибыли участники и стали готовиться к экспедиции, а транспортная компания привезла моторы, выяснилось, что топливный шланг одного из них забит ветошью и исчезла важная деталь. Второй мотор тоже был поврежден: «Выяснилось, что кто-то вырвал один провод, отломал штекер и воткнул провод обратно как будто так и должно быть», — рассказывают в «Гринпис». Кроме того, топливный фильтр оказался забит песком, а участок топливного шланга за воздухозаборником — разрезан ножом. Экоактивисты уверены, что это диверсия, а не случайность.

Гринписовцы решили купить новый мотор в местном магазине и перевели деньги по безналичному расчету, однако когда они пришли за мотором, директор магазина признался, что хозяин распорядился не продавать им его. На следующий день экологи снова пришли в магазин и предложили доплатить наличными за более дорогой мотор, но им снова отказали. «Ребята, поймите меня правильно, я человек подневольный», — пояснил директор.

Найти другую помощь оказалось нелегко. «Очевидно, что наши телефоны прослушивались, и на людей давили. Когда мы с кем-то договаривались по телефону, на этих людей выходили и объясняли, что «Гринпис» помогать не надо. В какой-то момент мы подумали, что стоит хотя бы часть людей отправить в Байкаловск на пароме. Пошли брать билеты, нас записали и сказали, что билеты надо выкупить на следующий день. Но на следующий день билетов уже не оказалось, а когда ребята пытали удачу у парома, на него сажали всех, кроме нас. Пограничник сказал: «А что вы удивляетесь, что вас не сажают? Вы же из «Гринпис», — передают экоактивисты.

Чтобы не сорвать экспедицию, активисты даже между собой общались с помощью «бумажек», опасаясь прослушки.

Первая лодка ушла без проблем, а вот вторая, мотор для которой участники все же купили в Норильске, была остановлена инспектором ГИМС. Только с помощью местного адвоката удалось убедить ГИМС в незаконности задержек.

Когда экспедиция добралась до поселка ННК в Мунгуе, выяснилось, что их там посменно ожидают четверо мужчин. «Два паренька дежурили круглосуточно, наблюдая за нами, меняясь приодически. Когда куда-то идешь, тут же из-за угла паренек возникает и идет за тобой, — рассказывают активисты. — Когда хочется в туалет, нужно помахать рулоном бумаги, и тогда он понимающе перестает тебя преследовать».

«На второй день мы пошли по вездеходным следам, которые идут от Мунгуя. Где-то километра два по дороге, изъезженной гусеничной техникой. Следы гусениц были явно свежие, буквально два дня, максимум неделя. Эта дорога очень наезженная. За холмом, где кладбище, она шириной метров 200-250, и идет далеко, на многие километры. Вся тундра изъезженная. После того, как мы сфотографировали вездеходные следы, отношение нефтяников к нам резко изменилось. Сначала они спокойно давали нам воды. Разрешили нам ходить в их туалет, где не дует. На второй день, когда мы вернулись, нам отказались давать воду. Один из них, Максим сказал, что у нас была якобы возможность уйти на лодке, а мы ей не воспользовались и специально остались, поэтому «теперь сами как хотите, так и живите», — рассказывают гринписовцы.