Posted 15 сентября 2016,, 11:25

Published 15 сентября 2016,, 11:25

Modified 31 марта, 01:53

Updated 31 марта, 01:53

Отдых в Крыму: с сюрпризами и без

15 сентября 2016, 11:25
Курорты Крыма в этом сезоне не оправдали надежд ни самых крайних пессимистов, ни самых смелых оптимистов.

Курорты Крыма в этом сезоне не оправдали надежд ни самых крайних пессимистов, ни самых смелых оптимистов. Первые предсказывали резкое падение потоков отдыхающих на полуостров этим летом. Вторые, ссылаясь на закрытие «египетско-турецкого» направления, предрекали рост числа туристов. Оказались не правы ни те, ни другие. Пляжи Крыма отнюдь не пустовали, многие россияне и украинцы предпочли вновь отдыхать на полуострове. Но и резкого притока отдыхающих тоже не случилось. Если на пляжах Сочи, по оценкам старожилов, «яблоку было негде упасть», то на крымском берегу — явно посвободнее. Очевидно, сказались проблемы транспортной доступности полуострова.

Отдых в Крыму имеет свои особенности, которые надо учитывать, отправляясь туда. Цены в этом году на полуострове, по общему признанию, серьезно выросли, догнав другие российские курорты. Банковскими картами расплатиться можно, но не везде. И только российскими. Украинские, понятно, не работают.

Отправляясь в Крым, не следует рассчитывать на достоверность информации о местности и маршрутах, размещенной в Интернете. Так, сайт автовокзала на запрос о проезде от Симферополя до Алупки обещал прямой проезд от одной автостанции до другой. На деле проблемы начались уже в Симферополе: выяснилось, что, хотя билет можно купить на главном автовокзале, но автобус отправляется с площадки у железнодорожного вокзала. Таксист, увидев, что мы спешим на автобусный рейс, заломил за проезд от одного вокзала до другого 400 рублей. И это при том, что проезд от аэропорта, находящегося за городом, до симферопольского автовокзала обошелся дешевле.

Сюрпризы продолжились и в пути. Как уже говорилось, билет обещал проезд от автостанции Симферополя до автостанции Алупки. Но в Ялте выяснилось, что, во-первых, надо пересесть на другой автобус: «Ялта — Симеиз». Во-вторых, автобус не пойдет на автостанцию Алупки, а проедет по окраине города, и чтобы добраться до центра, придется брать такси еще раз. В общем, попытки сэкономить, проехав от Симферополя до пункта назначения на автобусе, в итоге все равно вылились в необходимость несколько раз брать такси. Таксисты же, привыкнув развозить гостей по всему полуострову, в пределах городов ездят неохотно и задирают цены.

При прилете в Симферополь начинают «глючить» некоторые сотовые операторы: с одних невозможно никуда дозвониться, другие отказываются подключать Интернет в роуминге.

Ориентироваться на местности с помощью Google Maps или Яндекс.Карты иногда оказывалось довольно затруднительно. Так, Google Maps живет своей, отдельной от реальности, жизнью. Яндекс.Карты иногда тоже добросовестно заблуждались. Так, когда мы хотели посетить дегустационный зал одного из винодельческих предприятий в Алупке, то Интернет-сервис направил нас в начало Дворцового шоссе. Искомого объекта на указанном месте не оказалось. Звонок на предприятие прояснил, что дегустационный зал находится не в начале, а в конце шоссе. Учитывая, что шоссе перекрывается Воронцовским дворцом, пришлось выехать из города и заехать в него с другого конца.

Общепризнано, что по Крыму путешествовать лучше на автомобиле. Дороги, хоть и не самые лучшие, позволяют развивать хорошую скорость, что, впрочем, часто приводит к ДТП. В больших городах, вроде Симферополя, нередки пробки. Этим летом неудобств автомобилистам добавил ремонт объездной дороги вокруг республиканской столицы. В малых городах на узких улочках два встречных автомобиля и пешеходы как-то разъезжаются, уступая друг другу дорогу. Однако стихийная парковка на этих улочках делает проезд все более затруднительным. В этом смысле перспектива открытия моста через Керченский пролив и увеличение притока автомобилистов только пугают.

Главные автодороги в республике были увешаны портретами президента Путина и главы Крыма Аксенова с какими-то цитатами, закрывавшими вид на окрестности. В городах политическая и предвыборная агитация была заметна гораздо меньше и терялась среди прочих объявлений. Пик политического возбуждения явно позади.

Домашние постройки в регионе имеют все характерные черты отечественного курорта, и прежде всего — надстройки на надстройках. Так хозяева гостевых домов решают «квартирный вопрос» и проблему заселения как можно большего количества отдыхающих.

Не отстают и крупные застройщики: короткая прогулка по Приморскому парку Ялты подтвердила оценку одного известного блогера, что парк скоро превратится в скверик, зажатый элитными высотками.

В этом же парке следует опасаться жуликов, предлагающих сфотографироваться с красивыми голубями. За фотографию на ваш собственный фотоаппарат с дивными птицами просят 200 рублей. Однако завладев фотоаппаратом и сделав десять фотоснимков, хозяйка голубей, знакомая с таблицей умножения, запросила две тысячи рублей.

Отдельного внимания на полуострове требует вопрос питания в кафе-столовых. На южном берегу Крыма можно сделать выбор между «дорого и невкусно» и «дорого и вкусно». Сделав выбор в пользу второго варианта, можно продолжить выбор между «довольно дорого за маленькие порции» и «очень дорого за большие порции». Побывав в нескольких кафе и перебрав варианты, можно сделать относительно оптимальный выбор. Ну, или если совсем мало денег, можно питаться чебуреками.

Приближение нового курортного сезона в будущем году опять приведет к спорам и попыткам угадать динамику количества отдыхающих на полуострове. Кто-то окажется ближе к истине, кто-то — дальше. Но без отдыхающих регион не останется ни при каких политических перипетиях. Туристы вновь приедут за чистым морем, красотой южнокрымских парков, доброжелательностью персонала гостиниц и кафе.

Денис Леонов