Posted 16 сентября 2016,, 16:45

Published 16 сентября 2016,, 16:45

Modified 31 марта, 01:52

Updated 31 марта, 01:52

Привычка к плохому

16 сентября 2016, 16:45
Нарушений закона на нынешних выборах вряд ли было значительно меньше, чем на предыдущих. А вот активность избирателей заметно снизилась, отмечают эксперты.

Предвыборная кампания 2016 года сопровождается, с одной стороны, сообщениями о нарушениях законодательства, а с другой — апатичным отношением избирателей. И если первое было ожидаемо, то второе обстоятельство настораживает. Многое из того, что раньше вызывало возмущение или подъем активности у граждан, теперь воспринимается как норма.

Россияне стали привыкать к применению административного ресурса на выборах, считает сопредседатель совета движения «Голос» Григорий Мельконьянц. «Административный ресурс, можно сказать, изменился в плане публичности. Если раньше его воспринимали как нечто „инородное“, то теперь попытались максимально интегрировать в повседневную деятельность органов власти. Может, админресурс стал чуть менее „наглым“ в определенных регионах, но власть пытается представить его не как нарушения, злоупотребления, а как естественное явление», — констатировал Мельконьянц в интервью корреспонденту «Росбалта».

По словам эксперта, в ходе нынешней кампании сообщений о нарушениях было меньше, чем на предыдущих выборах. Но это не говорит об уменьшении реального числа нарушений. «То ли люди привыкли к злоупотреблениям и не жалуются, то ли информация не доходит до нас, оставаясь в регионах. Большая часть сигналов приходит из тех субъектов РФ, где много наблюдателей и есть активные кандидаты. А из регионов, где такой активности нет, и информации о нарушениях не поступает. Видимо, как раз по причине отсутствия общественного наблюдения и контроля», — отметил Григорий Мельконьянц.

Согласно докладу движения «Голос», в некоторых регионах зафиксированы ситуации, когда руководители муниципальных учреждений используют в качестве агитаторов своих подчиненных, а «предвыборные штабы» располагаются прямо в их рабочих кабинетах. В подобных действиях замечены ректоры вузов, директора школ и детсадов, руководители соцслужб.

Впрочем, по словам члена совета межрегионального профсоюза «Учитель» Андрея Рудого, работники образования не по своей воле оказываются вовлечены в избирательную борьбу. Организаторами беззакония в таких случаях выступают директора учебных заведений.

«Причина, по которой учителя слушают директора, заключается не только в том, что начальник имеет возможности распределения стимулирующих выплат. Тут свою роль играет и устоявшаяся система отношений между администрацией школы и учителями. Эта система — патерналистская, когда директора строят из себя не то „пап“, не то „мам“ коллектива и повелевают его членам делать самые различные вещи, которые не входят в обязанности учителя», — констатировал Андрей Рудой.

Профлидер отметил, что сами директора школ оказываются участниками выборной борьбы, поскольку тесно связаны с партией власти. «Не нужно забывать, что директора — это часть бюрократического аппарата. Над ними существует еще несколько этажей этого аппарата, которые вмонтированы в вертикаль власти, и им сверху спускается определенный заказ. Кроме того, мы видим недофинансирование школ, и это вынуждает директоров прибегать к сделкам с определенными политическими силами и на них же работать. Так, если надо отремонтировать стадион или починить текущие крыши, то часто единственная возможность это сделать — получить деньги у депутатов. Ну, а кто за девушку платит, тот с ней и танцует. Депутаты, в свою очередь, просят взаимности, и директора идут на нее. Все эти факторы в сумме и дают то, что сегодня работники школы активно участвуют в выборах и даже в их фальсификации», — рассказал Андрей Рудой.

Менее заметно вовлечение в предвыборную кампанию медиков, но это только на первый взгляд. Медработников, как и других бюджетников, нынешней осенью снова принуждали работать в пользу власти, рассказал оргсекретарь профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал.

«Есть практика давления на сотрудников государственных, муниципальных учреждений с тем, чтобы они пришли на выборы и проголосовали за партию власти. Нередко медработников заставляют распространять агитматериалы во время исполнения служебных обязанностей. Листовки, буклеты могут просто лежать в кабинетах, а бывают случаи, когда людей вынуждают напрямую вести агитацию. Сотрудники региональных минздравов и муниципальных управлений часто фактически являются участниками избирательных штабов и часть своего служебного времени посвящают агитационной работе. Она может подаваться как некие встречи с трудовыми коллективами по производственным вопросам. На деле же туда приглашаются „нужные“ кандидаты, и эти встречи используются для агитации за кандидатов от партии власти и критики кандидатов от оппозиции», — сообщил Андрей Коновал.

Профлидер напомнил историю с хирургом Яной Антоновой в Краснодаре, которую принуждали к увольнению за желание стать наблюдателем в день выборов. Партию, от которой она хотела быть наблюдателем, Антонова «согласовывать» с начальством отказывалась. И в итоге была уволена из детской городской поликлиники, когда сообщила о намерении взять выходной для участия в выборах. Решение об увольнении было отменено только после резонанса в СМИ. На своей странице в соцсети врач сообщила, что отмена увольнения произошла благодаря вмешательству в ситуацию краснодарских общественников, правозащитников и оппозиционных политиков.

«Комментируя эту историю с правовой точки зрения, я не выяснял — являлась ли врач в данном случае волонтером провластного или оппозиционного кандидата. Но суть в том, что очень редко можно встретить ситуацию, когда бюджетник, медик гласно работает на оппозицию. Начальством не приветствуется участие медработников в избирательных штабах оппозиционных партий и кандидатов. Как правило, такие вещи вызывают у него возмущение даже не в ходе кампании, а на самом ее старте», — констатировал Андрей Коновал.

Однако в некоторых регионах, несмотря на «всеобщую мобилизацию» бюджетников и других «подневольных», оппозиционные партии продолжили демонстрировать высокий рейтинг и способность не только пройти процентные барьеры, но и даже победить. В таких ситуациях в дело включились другие бюджетные организации: суды.

Например, верховный суд Карелии признал законным решение нижестоящего суда о снятии списка партии «Яблоко» с выборов в городской совет Петрозаводска. Как повод было заявлено, что в документах при выдвижении было указано только место работы уполномоченного представителя партии, а должность указана не была. Настоящие причины снятия списка «Яблока» с выборов в Петросовет заключаются в высоком рейтинге партии и ее возможности победить на выборах, полагает председатель партии Эмилия Слабунова. Она уверена, что заказ на отстранение «Яблока» исходил из властных кабинетов руководства Карелии.

Сегодня еще одна выборная кампания в истории страны подошла к завершению. Она была похожа на предыдущие — с поправкой на время. Страница будет перевернута, и в понедельник мы проснемся в той же стране, в которой заснули.

Дмитрий Ремизов