Posted 30 сентября 2016,, 14:30

Published 30 сентября 2016,, 14:30

Modified 31 марта, 01:42

Updated 31 марта, 01:42

Анатомия слухов: задача на переключение внимания

30 сентября 2016, 14:30
Политически активная часть общества погрязла в обсуждении скандалов, которые вдруг начали возникать один за другим.

Количество самых невообразимых околополитических скандалов в России вдруг резко выросло. В связи с этим появилась гипотеза, что внимание общественности таким способом отвлекают от действительно серьезных событий.

Главными персонажами конца сентября в публичном пространстве в Москве становились самые неожиданные персонажи, вроде бабушки Алины Кабаевой, которая неожиданно оказалась в центре одного из журналистских расследований. Писали СМИ и о нефтяных компаниях, и о российских железнодорожниках. Все эти публикации так или иначе связаны с прямыми или косвенными обвинениями в коррупции. В это же время правительство без лишней помпы продолжает обсуждать урезание социальных выплат, льгот и пенсий.

Однако россиян интересуют совсем другие темы. Главными стали выставка ранее мало кому известного американского фотографа Джока Стерджеса, в которой углядели пропаганду педофилии, а потом предложение нового министра образования Ольги Васильевой обязать учеников убираться в школе. Еще позднее все как по команде принялись обсуждать возможность запрета или жесткого ограничения права женщин на досрочное прерывание беременности, а также ликвидацию бэби-боксов (специально оборудованных устройств, где можно оставить нежеланного младенца).

Против абортов выступил, например, глава Русской православной церкви патриарх Кирилл, а запрет бэби-боксов продвигает теперь уже не депутат, а сенатор Елена Мизулина. Завершилась же неделя попыткой разгрома Сахаровского центра, где проходила еще одна выставка, на этот раз по итогам конкурса документальной фотографии «Прямой взгляд», в рамках которой экспонировались работы, сделанные, в том числе, в ходе вооруженного конфликта в Донбассе.

Здесь надо отметить, что Сахаровский центр широкой публике вряд ли вообще интересен, хотя он и выступает одной из последних серьезных независимых политических площадок в столице.

Анализируя все эти скандалы вместе, некоторые наблюдатели предположили, что власти специально вбрасывают все новые идеи и слухи, а также провоцируют публичные конфликты с целью максимально скорректировать публичную повестку дня и «задвинуть» на второй план наиболее неудобные для Кремля темы. К ним, помимо коррупционных скандалов относятся, например, и промежуточные итоги международного расследования катастрофы малазийского «Боинга» под Донецком.

Что касается коррупционных историй, то тут тоже не все так просто. Например, во вторник было опубликовано сразу несколько крупных журналистских расследований. При этом как минимум два из них оказались в значительной мере основаны на сведениях, которые расследователям передали неизвестные доброжелатели. С учетом специфики этой информации немедленно пошли слухи, что всплеск «войны компромата» вызван тем, что одни внутривластные кланы стремятся утопить другие.

Например, в связи с разнообразными публикациями о российской нефтяной отрасли слухмейкеры заговорили о возможной причастности к их появлению руководства «Роснефти». Кроме того, в конце недели эта компания подала иск на рекордную сумму в три миллиарда рублей к РБК и трем журналистам этого медиа-холдинга. Поводом для претензий стала статья под заголовком «Сечин попросил правительство защитить «Роснефть» от BP».

Что касается появления статей о коррупции в железнодорожной отрасли, где работы по госконтрактам якобы велись только на бумаге, а топ-менеджмент выводил деньги через фирмы-однодневки, то здесь речь может идти о борьбе новых управленцев, ориентирующихся на давних знакомых Владимира Путина бизнесменов Бориса и Аркадия Ротенбергов, со старой командой уволенного, но сохранившего часть влияния экс-главы РЖД Владимира Якунина.

Самым противоречивым в конце сентября стал слух о возможном назначении на пост первого заместителя руководителя администрации президента, отвечающего за всю внутреннюю политику в стране, нынешнего главы «Росатома» и бывшего председателя российского правительства Сергея Кириенко (подробнее об этом читайте здесь). С этой кадровой перестановкой Кремль, однако, пока не торопится, причем пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заверял журналистов, что Кириенко продолжает выполнять прежние обязанности. Правда, Песков при этом отказался комментировать потенциальные карьерные перспективы экс-премьера.

Зато назначение неожиданно получил сын Сергея Кириенко Владимир. Правда, не в Кремль, - он стал старшим вице-президентом «Ростелекома», где будет курировать развитие и управление бизнесом. Так что остается неясным, то ли слухмейкеры услышали не то имя и место работы, то ли в «Ростелекоме», будучи уверены в карьерных перспективах Кириенко-старшего, поторопились переманить к себе младшего.

Иван Преображенский