Posted 6 октября 2016,, 07:24

Published 6 октября 2016,, 07:24

Modified 31 марта, 01:39

Updated 31 марта, 01:39

В Госдуму внесены законопроекты о совершенствовании госзащиты потерпевших

6 октября 2016, 07:24

Правительство внесло в Госдуму законопроекты о совершенствовании порядка государственной защиты потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 119-ФЗ меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме. Однако в действующем законодательстве не учитываются ситуации, когда органом, принимающим решение о государственной защите, установлены данные о наличии реальной угрозы безопасности защищаемого лица, физическое состояние которого не позволяет ему дать согласие на применение мер безопасности.

Одним из законопроектов предлагается определить порядок применения мер безопасности в отношении защищаемого лица, физическое состояние которого не позволяет выразить свое согласие на их применение, при наличии данных об угрозе его безопасности.

Предусмотрено также увеличение срока проведения проверки по фактам, изложенным в заявлении (сообщении) о применении мер безопасности, а также обязательность участия органов, осуществляющих меры безопасности, в процедуре проверки заявления (сообщения) о применении мер безопасности в рамках Федерального закона № 119-ФЗ.

Кроме того, законопроектом предлагается установить возможность немедленного принятия решения о применении мер безопасности в отношении защищаемого лица в случаях, не терпящих отлагательства.

Расширяется круг лиц, подлежащих государственной защите в соответствии с Федеральным законом № 45-ФЗ. К ним планируется отнести военнослужащих органов военной полиции Вооруженных Сил, принимавших непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и других организованных преступных групп; военнослужащих Вооруженных Сил, принимавших непосредственное участие в борьбе с терроризмом; военнослужащих органов внешней разведки, принимавших непосредственное участие в специальных операциях или выполнявших специальные функции по обеспечению безопасности России.

В правоприменительной практике суд (судья), следователь, принимая процессуальное решение о приостановлении предварительного следствия либо прекращении уголовного дела, зачастую не рассматривают вопрос о целесообразности продления мер безопасности либо об их отмене. Это приводит в отдельных случаях к необоснованному использованию сил и средств подразделений государственной защиты и, как следствие, к дополнительному расходованию бюджетных денежных средств, указали в пресс-службе кабмина.

В настоящее время ст. 313 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК) уже предусмотрена обязанность суда по вынесению определения или постановления об отмене мер безопасности либо о дальнейшем применении таких мер в случае государственной защиты в отношении осужденного. Для устранения этого правового пробела другим законопроектом предлагается внести в УПК изменения, предусматривающие, что суд (судья), следователь с согласия руководителя следственного органа на основании материалов уголовного дела будут принимать решение о дальнейшем применении мер безопасности либо их полной или частичной отмене.

«Реализация законопроектов будет способствовать повышению эффективности применения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти мер безопасности, применяемых в отношении защищаемых лиц», — отмечается в пояснительной записке.

Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании правительства Российской Федерации 29 сентября 2016 года.