Posted 3 ноября 2016,, 13:58

Published 3 ноября 2016,, 13:58

Modified 31 марта, 01:19

Updated 31 марта, 01:19

Анатомия слухов: назначения с оглядкой на Запад

3 ноября 2016, 13:58
Михаил Фрадков получил две должности взамен одной, возможно, из-за того, что его уходу в РЖД помешали персональные санкции.

Начало ноября прошло под знаком новых назначений. Перестановки в высших эшелонах власти, начавшиеся перед сентябрьскими парламентскими выборами, продолжаются. При этом каждая новость на этот счет сразу же обрастает противоречивыми слухами. В первую очередь, потому, что мало кто понимает, чем вызвано то или иное кадровое решение.

Впрочем, самое громкое назначение последних дней как раз из разряда объяснимых. Бывший премьер и руководитель Службы внешней разведки (СВР) Михаил Фрадков стал главой сразу двух структур: оборонного концерна «Алмаз-Антей» и Российского института стратегических исследований (РИСИ).

Если верить слухам, Фрадков де-факто стал жертвой персональных санкций, введенных США и Европейским Союзом против ряда российских должностных лиц. Сразу после сентябрьских парламентских выборов он покинул пост главы СВР, на котором его сменил бывший спикер Госдумы Сергей Нарышкин. С одной стороны, слухи о такой «рокировке» ходили больше года, причем особенно они усилились в середине лета 2016 года. Так что, казалось бы, Кремль должен был за это время найти Фрадкову подходящее новое место. С другой стороны, после назначения Нарышкина в СВР некоторые комментаторы отметили, что буквально за день до этого он говорил о желании остаться на Охотном ряду, а значит, решение принималось буквально в последний момент. Другими словами, даже сам Нарышкин до последнего не был уверен, что его отправят СВР, равно как и Фрадкову должность подыскивали скорее «на теоретическом уровне».

В итоге, после увольнения из Службы внешней разведки бывший премьер вроде бы получил от президента предложение возглавить совет директоров ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Решение об этом якобы даже начало претворяться в жизнь, однако процесс вдруг затормозился. В прессу просочились слухи, что причина этого в том, что Михаил Фрадков попал под персональные западные санкции, так что его работа в РЖД грозит создать для этой госмонополии серьезные проблемы.

Затем почти на две недели по этой теме воцарилось молчание, после чего Кремль, похоже, нашел выход из затруднительной ситуации. Михаилу Фрадкову подыскали место во главе совета директоров оборонного концерна «Алмаз-Антей», который также находится в санкционном списке, а значит, хуже в этом смысле ему уже не станет.

Однако вдобавок к этой солидной, но, по большому счету, символической должности, экс-премьер неожиданно получил и вторую - он стал директором Российского института стратегических исследований, который в свое время входил в состав Службы внешней разведки, а в последние годы стал «дочерней структурой» президентской администрации, а также тесно сотрудничал с Советом безопасности РФ.

До назначения Фрадкова директором РИСИ был генерал-лейтенант Леонид Решетников, под руководством которого институт успел «прославиться» несколько раз. Вначале бывший сотрудник РИСИ Александр Сытин обвинил коллег в том, что они были активными участниками разжигания антиукраинских настроений в среде российского руководства, поскольку в своих аналитических заключениях исходили исключительно из идеологических установок, забыв о прагматике и профессионализме.

Затем сам РИСИ опубликовал несколько своих работ, посвященных пропаганде и, в частности, рейтинг «русофобии» национальных СМИ зарубежных государств, в котором на первое место неожиданно вышла небольшая Чехия. Что примечательно, многих политиков в этой стране, включая президента Милоша Земана, на Западе часто критикуют за слишком тесные связи с Россией.

С учетом неоднозначной аналитики, которую выдавал РИСИ, после известия о назначении его главой Фрадкова немедленно пошли слухи, что это попытка сделать формально единственный «мозговой центр», встроенный в кремлевскую администрацию, несколько более «мозговитым». Например, очистив его от «идейных» непрофессионалов.

Правда, есть и другая версия: мол, напротив, лично президента интеллектуальный продукт, производимый РИСИ как для публичного пользования, так и для внутреннего употребления в администрации президента, как раз устраивает. И он просто хочет назначить на пост директора этого института «политического тяжеловеса» (бывшего премьера), чтобы у аналитики РИСИ также увеличился административный вес.

Еще один слух на этот счет выглядит наименее достоверно. Он связывает перестановки в РИСИ с общей «перекройкой» российского экспертного поля, точнее, той его части, которая консультирует или хотела бы консультировать Кремль. Как известно, новый куратор внутренней политики в администрации президента Сергей Кириенко в последнее время активно встречается с экспертами: политологами, социологами и политтехнологами.

Однако некоторые из них, кто работал в последние годы с Кремлем, скорее всего, предпочтут по-прежнему ориентироваться на предшественника Кириенко, Вячеслава Володина, который сейчас занимает пост спикера Госдумы. По крайней мере, такие слухи ходят, например, про Дмитрия Бадовского, главу фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» при Общероссийском народном фронте.

Зато нашлось немало и «новичков», готовых попытаться пробиться в кремлевский экспертный пул. В основном, это как раз самые старые российские политтехнологические, политологические и социологические центры, с которыми перестали сотрудничать при Володине из-за их недостаточной лояльности. Вот в рамках этих процессов якобы и реформируется РИСИ, который должен занять «консервативную» позицию в широкой экспертной коалиции, которую собирает Кремль (наподобие того, как это происходило в 1996 году перед президентскими выборами). Только на этот раз обеспечивать победу надо будет не теряющему популярность Борису Ельцину, а Владимиру Путину. Правда, его реальный рейтинг в 2018 году предсказать сейчас берутся только лоялисты, которые всегда готовы предложить власти приятный для нее прогноз.

Иван Преображенский