Posted 16 ноября 2016,, 07:53

Published 16 ноября 2016,, 07:53

Modified 31 марта, 01:12

Updated 31 марта, 01:12

Более 565 тыс. евро в качестве компенсаций морального вреда выплатила РФ за последние 5 лет по решению ЕСПЧ

16 ноября 2016, 07:53

Российские суды удовлетворяют лишь одно из пяти ходатайств осужденных об освобождении по состоянию здоровья, следует из доклада «Тюремная медицина в России», составленного директором правозащитной организации «Зона права» Сергеем Петряковым.

Как сообщается на сайте «Медиазоны», Петряков посетовал, что российское законодательство прямо предписывает освобождать из заключения людей с рядом тяжелых заболеваний, однако зачастую этого не происходит. Несмотря на разъяснения Верховного суда, пленум которого установил, что для освобождения необходимо только удостовериться в наличии заболевания, суды отказывают, аргументируя свое решение тем, что смертельно больной осужденный еще не встал на путь исправления. В 2013 году суды первой инстанции удовлетворили лишь 1 тыс. 589 ходатайств осужденных об освобождении по болезни (26,85% от числа поданных), в 2014 году — 1 тыс. 407 (22,1%), а в 2015-м — 1 тыс. 477 (21,8%).

«Иными словами, только примерно каждому пятому осужденному, самостоятельно или с помощью администрации исправительного учреждения обратившемуся в суд, удается добиться положительного решения в суде первой инстанции», — подчеркнул Петряков.

Кроме того, приводятся данные, что 565 тыс. 575 евро компенсаций морального вреда выплатила Россия за последние пять лет по решению Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), рассматривавшего жалобы заключенных и их родственников на ненадлежащее оказание медицинской помощи в пенитенциарных учреждениях. В этих делах ЕСПЧ признал нарушения права на жизнь (статья 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод) и нарушение запрета на бесчеловечное обращение (статья 3 Конвенции).

«Приведенные цифры — это только видимая часть айсберга: в некоторых случаях, когда власти РФ понимают, что по жалобе Европейским суд примет решение не в их пользу, они сами предлагают заявителю компенсацию (мировое соглашение), что в случае его согласия влечет за собой исключение дела из списка подлежащих рассмотрению судом», — отметил Петряков.

В документе говорится, что с 2011 года по 2013 год наблюдается серьезный дефицит денежных средств, выделяемых на обеспечение учреждений Уголовно-исполнительной системы лекарственными средствами и медицинским оборудованием. По данным ФСИН, в 2013 году потребность в средствах на лекарственное обеспечение составляла 6 млн 60 тысяч рублей, а выделено было лишь 1 млн 985 тысяч; потребность на медицинское оборудование — 3 млн 800 тыс., тогда как выделили только 394 тыс.

Среди типичных проблем с медицинским обслуживанием в системе ФСИН Сергей Петряков назвал отсутствие узких специалистов-врачей, госконтрактов с профильными гражданскими медицинскими центрами, способными оказывать специализированную медпомощь, неспособность администрации ФСИН этапировать заключенного в подобный центр даже при наличии госконтракт и связанную с этим несвоевременную диагностику заболеваний, которая приводит к переходу заболевания в крайнюю клиническую стадию. При этом в медчастях исправительных учреждений нет необходимых для обезболивающей терапии препаратов, заметил Петряков.

Только в 2015 году в исправительных учреждениях скончались 3 тыс. 977 человек.

«Сконцентрировав свое внимание на наиболее актуальных и значимых проблемах, с которыми сталкивается тюремное население в контексте медицинского обеспечения, мы намеренно не стали указывать ни на низкий уровень качества пищи (особенно диетического питания), ни на повсеместное неисполнение требований об обеспечении инвалидов индивидуальными средствами реабилитации (кресла-коляски, ходунки, протезы, корсеты и т. п.), ни на отсутствие ухода со стороны младшего медицинского персонала исправительных учреждений за лицами, ограниченными в самообслуживании. Хотя все эти дефекты присутствуют и дополняют общую картину с медициной в зоне», — уточнил директор «Зоны права».

В свою очередь, правозащитник, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президент РФ Павел Чиков добавил, что в работе «Зоны права» 23 дела в ЕСПЧ по тюремной медицине.

«Из них по 8 делам уже вынесены решения, в 100% установлено бесчеловечное обращение. Присуждена компенсация на сумму 145,000 евро, — написал он в Facebook. — Из оставшихся 15 все, кроме одного (недавно поданного), коммуницированы властям России с применением срочных мер. Средняя сумма компенсации 15,000 евро, чаще всего 20,000. Срок рассмотрения — 1,5-2 года с момента обращения (при условии плохого состояния здоровья заявителя). Не менее 10 тысяч российских осужденных могли бы претендовать на победу в ЕСПЧ и выплату компенсации. Если бы захотели и обратились к юристам».