Posted 18 ноября 2016,, 14:46

Published 18 ноября 2016,, 14:46

Modified 31 марта, 01:10

Updated 31 марта, 01:10

Анатомия слухов: атака на системных либералов

18 ноября 2016, 14:46
Внезапное задержание главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева отодвинуло на второй план даже разговоры о президентских выборах.

Главным событием середины ноября стало задержание, а затем и домашний арест министра экономического развития Алексея Улюкаева, обвиненного в покушении на взятку. Почти сразу же президент уволил его в связи с утратой доверия.

Уже на следующее утро после задержания Улюкаева пошли слухи, что такой шаг в отношении действующего федерального министра не мог быть сделан без согласия президента. Позднее в Кремле сообщили, что Владимир Путин был в курсе того, что министр долгое время находился «под колпаком» у спецслужб.

Однако главной темой стало даже не это, а слухи о резком усилении Игоря Сечина — главного исполнительного директора «Роснефти», в офисе которой и был задержан Улюкаев. Наблюдатели сразу отметили, что нынешняя история очень похожа на задержание экс-губернатора Кировской области Никиты Белых, чье дело в ФСБ якобы находилось в зоне ответственности генерала Олега Феоктистова, который с сентября возглавляет службу безопасности «Роснефти».

Впрочем, параллели здесь можно провести и с одним из самых громких скандалов предвыборной президентской кампании 1996 года — так называемой историей «с коробкой из-под ксерокса». Тогда на выходе из Дома правительства на Краснопресненской набережной были задержаны два члена предвыборного штаба Бориса Ельцина с крупной суммой в иностранной валюте. После этого в жесткое противостояние вступили две противоборствующие команды в окружении Ельцина — так называемые «силовики» и «либералы». В итоге в отставку глава государства решил отправить лидеров первой группы — главу своей службы безопасности Александра Коржакова и директора ФСБ Михаила Барсукова.

Впрочем, какие бы аналогии ни использовались, почти все наблюдатели сходятся во мнении, что арест Улюкаева продемонстрировал резкий рост влияния и без того могущественного Игоря Сечина, которому экс-министр якобы препятствовал в организации сделки по приобретению «Роснефтью» кампании «Башнефть». В свою очередь эта нефтекомпания в 2016 году была возвращена государству холдингом АФК «Система», владельцу которого Владимиру Евтушенкову в процессе «деприватизации» некоторое время также пришлось провести под арестом.

Рост влияния Сечина призваны были подтвердить и «сливы» о том, что слежку спецслужбы вели не только за Улюкаевыми, но и за некоторыми другими высокопоставленными чиновниками, включая, например, вице-премьера Аркадия Дворковича и главу Минфина Антона Силуанова. Другим подтверждением роста влияния главы «Роснефти» и, шире, всего клана «силовиков», слухмейкеры уверенно называют приход правоохранительных органов с обысками в госкорпорацию «Роснано», которой руководит Анатолий Чубайс, а также в Банк России, возглавляемый Эльвирой Набиуллиной. Хотя официально и утверждается, что визиты людей в погонах по этим адресам с делом Улюкаева никак не связаны.

В то же время, многие обращают внимание на тот факт, что история с арестом одного и членов правительства немедленно породила слухи о неизбежной скорой отставке всего кабинета министров в полном составе. Многие даже ждали этого прямо на следующий день после задержания Улюкаева, когда появилась информация о проведении якобы «экстренного» заседания под руководством Дмитрия Медведева в Белом доме.

Впрочем, пока эти слухи не подтвердились, как и давно циркулирующие прогнозы о предстоящем переносе даты президентских выборов на более ранний срок. Кремль неоднократно уже опровергал их. А от лица «источника» даже сообщалось, что такой вариант якобы рассматривался, но был отменен после победы Дональда Трампа на президентских выборах в США. Что, тем не менее, не мешает дальнейшему распространению слухов о назначении даты выборов российского главы государства уже на 2017 год.

Попутно активно идут и разговоры о подготовке к выборам в «штатном режиме», то есть в 2018 году, которые, весьма вероятно, вбрасывает сам Кремль. Например, достаточно интенсивно идет раскрутка темы «предвыборного штаба» Владимира Путина, который, как якобы уже решено, в конце 2017 года возглавит новый куратор внутренней политики в администрации президента Сергей Кириенко.

Ну, а последним событием, (хотя, возможно, и самым главным), оживляющим тему президентских выборов, стало решение Верховного суда по так называемому делу «Кировлеса». Судьи отменили приговор по первому уголовному делу, связанному с деятельностью этой компании. Оно направленно на пересмотр, что создает дополнительную интригу, связанную с тем, что в случае полной и окончательной отмены приговора у Алексея Навального появляется шанс поучаствовать в президентских выборах.

Если верить одной из возникших на этой почве популярных версий, это означает, что в Кремле есть силы, которые видят в популярном оппозиционере хорошего спарринг-партнера для кандидата от власти. Вопрос только в том, что никто пока не знает, кто им станет, хотя большинство наблюдателей и уверены, что Владимиру Путину по-прежнему нет и не может быть альтернативы.

Иван Преображенский