Posted 23 ноября 2016,, 08:27

Published 23 ноября 2016,, 08:27

Modified 31 января, 12:51

Updated 31 января, 12:51

Хоровое реформирование

23 ноября 2016, 08:27
Инициативы нового главы Минобразования в комплексе вызывают непонимание. Пока они выглядят нагромождением разрозненных новаций.

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что всероссийские проверочные работы в школах будут проводиться дважды в год. «Я не говорю, что это произойдет сразу, но то, что контрольные будут писаться входящие и выходящие — точно», — сказала Васильева. Ранее министр говорила, что возможно введение вступительных экзаменов в виде сочинений при поступлении абитуриентов в некоторые вузы. В то же время чиновница подчеркнула, что и полного отказа от ЕГЭ не произойдет.

Сохранение ЕГЭ, восстановление вступительных экзаменов и прибавление к ним новых проверочных работ – все это вызвало непонимание в педагогических кругах. Реформа ЕГЭ давно назрела, но предложения Васильевой не только не дают надежды на это, но и нагромождают новые проверочные конструкции.

Известие о введении «входящих и выходящих» всероссийских проверочных работ в школах с непониманием восприняли старшеклассники и их родители, рассказал сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. Как заявил педагог корреспонденту «Росбалта», вызывает недоумение выбор предметов для контрольных работ.

«Такие работы проводятся в школах и сейчас, но проблема в том, что теперь собираются вводить их еще и в 11 классе — дополнительно к ЕГЭ. И это, конечно, вызывает опасение у старшеклассников и родителей, потому что в старших классах обучение сейчас профильное. Дети выбирают себе определенный профиль, например, физико-математический, а остальные предметы учат в минимальном объеме. Но контрольные могут быть даны как раз по этим непрофильным предметам. Я уже слышал об идее провести такую контрольную работу по химии для одиннадцатиклассников», — пояснил Всеволод Луховицкий.

На известия о восстановлении вступительных экзаменов при приеме в вузы с энтузиазмом реагировали, прежде всего, сами преподаватели вузов. Наиболее влиятельные вузы, как МГУ, или узкоспециализированные заведения, как художественные училища в провинции, еще при введении ЕГЭ добились сохранения вступительных испытаний. Однако в средней школе на предложения о новых испытаниях и контрольных отреагировали негативно.

Введение новых письменных экзаменов в школах и вузах угрожает ростом коррупции, считает историк и преподаватель Лев Лурье. «С одной стороны, ничего плохого в лишнем экзамене нет — дети должны уметь писать сочинение. С другой стороны, проблема заключается в объективности проверки сочинения. При проверке сочинения можно оценивать область раскрытия темы как угодно. Правильно автор сочинения описывает образ Наташи Ростовой или неправильно? Это же очень субъективно. Поэтому письменные экзамены — и окончательные и вступительные — дают самые лучшие возможности для жульничества. Я опасаюсь не того, что дети какую-то лишнюю нагрузку получат, а того, что это приведет к резкому росту коррупции в школах при выпускных экзаменах и в вузах, если и там введут сочинения», — пояснил Лев Лурье.

Наблюдатели пока отмечают, что заявления о переменах в образовании носят, скорее, популистский характер и иногда в своей концепции противоречат друг другу. Так, с одной стороны, подтверждено возвращение астрономии в школьный курс. С другой, всерьез говорится о введении в школах курса, который должен быть направлен на повышение духовно-нравственной культуры учеников.

В ряде высказываний министра звучат явно устаревшие принципы, полагает сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», доцент Павел Кудюкин. Как пояснил профлидер, это касается, прежде всего, вопросов соотнесения проблем воспитания и образования подрастающего поколения.

«Министр иногда демонстрирует довольно архаичное представление о воспитании как о какой-то отдельной форме педагогической деятельности и воспринимает его, скорее, как идеологическую доктринацию. Можно, конечно, выделить классные часы с какими-то мероприятиями, экскурсии с аспектами военно-патриотического воспитания. Но вообще воспитание вплетено самым непосредственным образом в образовательные процессы, и там влияет все: и предмет изучения, и поведение педагога, причем не только на уроке, но и то, что учащийся может наблюдать во внеурочное время. Выделить воспитательную работу как нечто отдельное довольно сложно. Но вот у Ольги Юрьевны, очевидно, существует представление, что есть отдельно воспитание, и отдельно — учебный процесс. По крайней мере, такое возникает впечатление из тех ее слов, которые передают журналисты», — заявил Павел Кудюкин.

Эксперт подчеркнул, что такой подход кажется ему неэффективным. «Это линия не столько на воспитание общегражданских чувств и общегражданского сознания, сколько именно индоктринация в казенный патриотизм, государствопоклонничество в русле генеральной линии политического руководства страны», — уточнил Кудюкин.
Эксперт отметил, что у него вызвало вопросы и заявление министра о том, что талантливые дети из регионов должны обучаться в местных вузах, а Москва и Петербург не должны аккумулировать «все лучшие силы страны».

«Действительно, существует проблема, когда люди, уезжающие учиться из регионов в крупные центры, чаще всего не возвращаются домой. Но как решить эту проблему — не очень понятно. Скажем, было бы очень странно запретить людям ехать учиться в Москву и Петербург. Нет, было бы прекрасно улучшить качество образования на местах, если бы начали нормально финансировать провинциальные вузы, создавать условия, чтобы там растили своих сильных преподавателей. Но тогда не снимается вопрос о том, где люди будут работать. Все-таки крупные центры создают гораздо больше условий для трудоустройства. Проблема обезлюживания провинции, стягивания людей в крупные центры, существует не только для людей с образованием. Как и какими методами решать эту проблему — министр не говорила», — заключил Павел Кудюкин.

Вице-премьер РФ Ольга Голодец подтвердила, что по предложению Васильевой в 2017 году уроки музыки в школах дополнят обязательным хоровым пением. Это продиктовано первым образованием главы Минобрнауки РФ, полагает писатель и педагог Дмитрий Быков. Как он пояснил, Ольга Васильева закончила дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры и это теперь оказывает влияние на принятие решений.

«Это поразительно, что у нас профессия или хобби начальства всегда определяет тренд. Вот у нас стал министром образования дирижер хорового пения, по первому образованию, — и тут же в школах станут обязательными хоровые кружки. Раньше, когда все российское чиновничество ездило на горных лыжах или играло в теннис, это было, по крайней мере, невинно, даже где-то забавно. Но теперь, когда все дети запоют хором, потому что это когда-то показалось министру душеполезным и способствующим сплочению в коллективе — это уже даже за гранью абсурда. Это уже на грани чуда. Когда я представляю себе эти ангельские хоры, которые запоют по всей России… Это уже переход в какое-то райское состояние. Почти загробное. Это мне ужасно нравится, я восхищен», — сказал Дмитрий Быков.

За обсуждением вопросов о введении уроков пения или других малозначительных инициатив Минобрнауки начинают «оттеняться» реальные проблемы школы. А ведь именно они требуют немедленного решения.

В связи с подготовкой реформы системы оплаты труда педагогов учителя российских школ обратились с заявлением к президенту РФ. Они выразили обеспокоенность, что произойдет фактическое снижение заработной платы при оставшейся нагрузке. «Произойдет очередное обнищание учителей и сокращение количества педагогов в школах», — считают учителя.

Первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин уже не сомневается, что так оно и будет. «Бюджет 2017 года если и предусматривает индексацию зарплат педагогов, то лишь на уровне ожидаемой инфляции — в 4%. А еще в 2016 году инфляция ожидается на уровне 6%. Другими словами, зарплаты педагогов, скорее, планируются к снижению, чем к росту», — сказал Олег Смолин.

Все реформы школы диктовались необходимостью перемен, и каждый новый реформатор, облеченный министерскими полномочиями, обещал «сделать лучше». Его сменщику приходилось все менять, однако новые реформы делали только хуже. И теперь все повторяется по новой. Назревшие преобразования могут затеряться в ворохе бюрократических бумаг или утоплены в противодействии лоббистов. Полезные элементы системы образования могут быть похоронены под видимостью перемен. Не случится ли и сейчас так, что из массы полезных идей будут реализованы только проверочные работы по хоровому пению в рамках повышения духовно-нравственной культуры?

Денис Леонов