Posted 9 декабря 2016,, 13:29

Published 9 декабря 2016,, 13:29

Modified 31 января, 13:05

Updated 31 января, 13:05

Учитель: Стало невозможно ставить детям плохие оценки за слабые знания

9 декабря 2016, 13:29

Карельский преподаватель сельской школы с десятилетним стажем заявил, что в современной российской системе образования нарушен баланс между ответственностью ученика и учителя за результат. Это приводит к тому, что учителя стараются не ставить плохих отметок даже слабо подготовленным детям.

«Сейчас многие учителя боятся делать ученикам справедливые замечания или заслуженно ставить низкие оценки, потому что в этом случае родители тут же бегут к директору, а порой сразу обращаются в контролирующие надзорные органы. Вообще, родители жалуются по любому несущественному поводу, а находятся и такие, которые пытаются учить педагога, как ему работать, хотя сами не имеют ни соответствующего, ни даже высшего образования. Ученик плохо сдал экзамен — виноват учитель, хотя часто дети сами плохо готовятся, надеются на авось, а родители не удосуживаются ничего проконтролировать. Насколько я знаю, сейчас собираются ввести персональную ответственность учителя за сдачу каждым учеником ОГЭ И ЕГЭ», — рассказал учитель на условиях анонимности порталу «Завуч.ru».

Он заметил, что раньше при учете баллов для стимулирующих выплат существовал пункт «уровень подготовки учеников»: если учащиеся хорошо сдавали экзамены, учитель получал дополнительные деньги. «А теперь получается так: пряник убрали, а кнут оставили. С одной стороны, никакого вознаграждения, а с другой — „персональная ответственность“», — указал преподаватель.

При этом он пояснил, что на селе сейчас немногие по-настоящему хотят учиться и очень многие — дурно воспитаны. Педагог считает, что много проблем связано со слабым контактом родителей с детьми: «Встречается много недолюбленных, „недообнятых“ детей, которые иногда рады на секунду прислониться к учителю, а еще поделиться чем-то сокровенным, потому что в этом случае я всегда спрашиваю, как у тебя дела, все ли хорошо, и дети делятся проблемами, спрашивают жизненных советов. Учителя должны давать знания, воспитывать, развивать и пытаться что-то подкорректировать, а главные для ребенка — это все-таки папа с мамой».

Также преподаватель рассказал, что учителя удивляются озвучиваемой чиновниками официальной статистике средних зарплат. Сам он ведет по пять-шесть уроков в день, но вынужден подрабатывать в автошколе преподаванием ПДД, поскольку его супруга — тоже учитель и тоже получает немного. «В целом рот не закрывается в течение девяти часов, при этом приходится не просто говорить, а объяснять. Но по-другому жить не получается. Чтобы заработать, учителя набирают как можно больше часов, при этом качество образования снижается, поскольку времени на полноценную подготовку к урокам попросту не хватает: это отмечают все педагоги. Работая на полторы ставки, я получаю 20 тыс. рублей. Столько же, имея еще и классное руководство (а это огромная нагрузка и ответственность), зарабатывает жена. Где-то сняли, где-то урезали у учителей так называемые стимулирующие надбавки, и у многих педагогов это снизило интерес к работе. К тому же столь интенсивный труд отнимает силы, люди ощущают эмоциональное опустошение. Я был бы рад заняться с учениками проектной, исследовательской деятельностью, уделять внимание индивидуальным занятиям с одаренными детьми, участвовать в конференциях, но не имею возможности, так как нет ни времени, ни сил», — сообщил учитель.

«Если мои коллеги слышат отчет губернатора или читают сайт на Карелиястате о средней зарплате учителей, составляющей якобы 30 тысяч рублей, то сильно удивляются и возмущаются, откуда берутся такие данные, к чему этот обман населения? А потом люди, те же родители наших учеников, думают, что педагоги получают большие деньги. Конечно, это не умаляет нашей любви к своей профессии, но все-таки хочется справедливости. Да, зарплата учителя увеличивается с поднятием категории, но кто бы знал, сколько сил нужно потратить и собрать бумаг, чтобы получить эту категорию! В общем, могу сказать, что карельские учителя надеются и ждут каких-то перемен», — заключил преподаватель.