Posted 20 января 2017,, 11:40

Published 20 января 2017,, 11:40

Modified 31 января, 13:36

Updated 31 января, 13:36

Эксперт: Двухуровневая система обучения в российских вузах еще не устоялась

20 января 2017, 11:40
В обучении некоторым профессиям двухуровневая система не нужна, а в других — требует серьезной проработки.

Двухуровневая система обучения в российских вузах еще до конца не сформирована, считает сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», доцент Павел Кудюкин. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», практика показывает, что в обучении некоторым профессиям двухуровневая система не нужна, а в других — требует серьезной проработки.

По мнению Павла Кудюкина, программы бакалавриата формируются достаточно сложно. Иногда вузы пытаются в них, в каком-то урезанном виде, вместить то, что раньше преподавалось за пять лет, и это у них получается довольно плохо.

«Почти везде эта система еще не устоялась. В принципе, разделение обучения на бакалавриат и магистратуру дает возможность более гибкой образовательной траектории. То есть человек может получить базовую бакалаврскую подготовку по одной специальности, а продолжить учиться в магистратуре по другой, но так или иначе связанной с базовой. Но тут встают проблемы. Вот я, например, по своем опыте преподавания в магистратуре столкнулся тем, что очень часто студентам как раз не хватает этой самой базовой подготовки по избранной специальности. Ну, скажем, им надо читать курс, где требуются знания некоторых положений из экономической теории, которые требуют более-менее профессиональной подготовки, а у них ее нет. Выясняется, что они когда-то проходили, по сути, общеобразовательный курс экономической теории, очень примитивный и скромный. Предполагается, что люди будут самостоятельно „подтягивать“ то, что им не хватает. Но это проблема, и она остается», — рассказал доцент.

В то же время есть специальности, где разделение на два уровня не нужно вообще, а есть такие, где разделение может быть принципиальным. «Есть специальности, для которых двухуровневая подготовка не подходит, где следовало бы сохранять специалитет в полном объеме и не экспериментировать. Ну, в частности, в подготовке медиков. А есть специальности, где можно давать профессиональную магистерскую подготовку после „разнородного“ бакалавриата. С моей точки зрения, так следовало бы готовить по специальности „государственное и муниципальное управление“. Точно так же бессмысленно учить в бакалавриате журналистов. Журналист должен получить какую-то базовую нежурналистскую подготовку, а уже в магистратуре освоить знания, необходимые для деятельности в той или иной области журналистики.

По моим наблюдениям — а у меня много знакомых, которые работают в журналистике — лучшие журналисты получились из людей с не журналистским образованием, а с каким-то другим», — пояснил Павел Кудюкин.

Отдельным вопросом стоит тема прикладного бакалавриата. «Это на самом деле что-то очень похожее по уровню на среднее профессиональное образование. В каких-то сферах это необходимо, нам не хватает специалистов именно с таким промежуточным уровнем подготовки. Но это уже отдельная проблема», — заключил эксперт.