Posted 20 января 2017,, 15:22

Published 20 января 2017,, 15:22

Modified 31 января, 13:36

Updated 31 января, 13:36

Эксперт: Двухуровневая система обучения будущих педагогов не приносит пользы без практики

20 января 2017, 15:22
Именно прикладной составляющей не хватает в современном педагогическом образовании, считает лидер профсоюза «Учитель».

В педагогическом образовании должна быть практика без сокращения теоретических дисциплин, считает сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель» Андрей Демидов. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», уровень образования выпускников российских педвузов, за исключением лучших — МПГУ и питерского «Герценовского», снижается.

«Болонская система, которая предполагает разделение на бакалавриат и магистратуру, применяется в Европе. Идея при ее введении в России была в том, что российские дипломы будут конвертируемы для работы за границей. Но мы прекрасно понимаем, что у педагогики достаточно большая специфика и российский педагогический диплом редко будет конвертироваться, мало кто из педагогов получит реальную возможность работать за границей. Из минусов же этой системы, на которые указывало педагогическое сообщество, очевидно, что четырехлетний бакалавр знает и умеет меньше, чем пятилетний специалист. Тут нетрудно понять, что целый год просто выпадает из образовательного процесса», — рассказал Андрей Демидов.

Профлидер подчеркнул, что на снижении качества подготовки педагогов в провинциальных вузах также сказываются активные «реорганизации» и слияния, которым они подвергаются.

Коснувшись вопроса прикладного бакалавриата, Демидов пояснил, что тут, напротив, востребованность очевидна. «Именно прикладной составляющей не хватает в современном педагогическом образовании. Выпускник вуза, приходящий в школу, имеет, как правило, очень смутные представления о предстоящей работе в объеме недолгой практики, которую он прошел на 4-5 курсе. В то же время, например, педагогические программы бакалавариата на Западе предполагают достаточно длительный процесс практической деятельности. Поэтому если прикладной бакалавриат будет предполагать практическое наполнение, то есть работу непосредственно в школе и обучение в процессе этой работы, то никто не будет возражать против такого. Иначе, если мы сокращаем объем теоретических дисциплин, но при этом не даем достаточно практики, получается ситуация, при которой человек не получил ни теории, ни, по сути, практики тоже», — заметил эксперт.

Андрей Демидов пояснил, что при обращении к зарубежному опыту следует иметь в виду, что в разных странах Европы применяются различные модели обучения. «К примеру, в Финляндии набор на педагогические программы подготовки идет не через специальные педвузы, а после 3 курса, получив фундаментальные навыки, общее образование, студент проходит по отбору на педагогические программы, на практикоориентируемое образование. Возможно, к этому стоит присмотреться», — полагает Андрей Демидов.

Эксперт уверен, что следует, учитывая российские традиции и специфику, в то же время брать лучший опыт, накопленный в передовых образовательных системах.