Posted 24 января 2017,, 17:00

Published 24 января 2017,, 17:00

Modified 31 января, 13:38

Updated 31 января, 13:38

Музей уходит в монастырь?

24 января 2017, 17:00
Российское общество, еще наэлектризованное передачей Исаакия РПЦ, обсуждает новую угрозу — теперь заповеднику Херсонес Таврический.

Благочинный Севастопольского округа Сергий Халюта заявил, что церковь требует передать ей 24 объекта музея-заповедника «Херсонес Таврический». Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда не стал отрицать претензий РПЦ на монастырские строения на территории заповедника, только отметил, что спешки в этом вопросе нет.

Требование Симферопольской и Крымской епархии РПЦ о передаче ей Херсонеса Таврического спровоцировано историей с передачей Исаакиевского собора в Петербурге, считает известный публицист Александр Невзоров. Как он заявил корреспонденту «Росбалта», аппетиты церковников будут только расти.

«Я думаю, что это просто нормальная, стандартная жадность попов, вдохновленная успехом захвата Исаакия. Попы будут все наглее и все жаднее, потому что, понятно, каждая точка, имеющая определенный исторический и культурологический вес, приносит доход гораздо больший, чем просто какие-то их молитвенные дома. Вместе с этими зданиями они получают уже прикормленные, отдрессированные турагентства и потоки туристов, которых возят именно туда, а не куда-нибудь еще. Это все чисто денежный вопрос, и, думаю, попы не собираются останавливаться», — сказал Александр Невзоров.

В Севастополе начинается «вторая серия» попытки захвата церковью Херсонеса Таврического, считает и лидер общественной организации «Чистый берег. Крым» Владимир Гарначук. Он напомнил, что при прежнем губернаторе протоиерея Сергия Халюту уже пытались назначить директором музея-заповедника.

«Решение о передаче Херсонеса в ведение РПЦ пытались продавить еще при Сергее Меняйло. Это вызвало гигантский скандал летом 2015 года, когда практически все музейное сообщество, включая руководителя Эрмитажа, выступило против того, чтобы музей мирового уровня, внесенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, передавался РПЦ. Сейчас мы видим вторую серию этого фильма, в котором Халюта, который должен был, по версии Меняйло, возглавить Херсонес, теперь пытается повторно захватить этот объект», — сказал общественник.

Владимир Гарначук предположил, что инициатива церковников может быть своеобразной проверкой на крепость и. о. губернатора Овсянникова. «Халюта не является самостоятельным деятелем, принимающим решения. Поэтому можно говорить, что идет давление извне на и. о. губернатора Овсянникова», — заметил общественник.

Протодиакон, богослов Андрей Кураев заявил корреспонденту «Росбалта», что требование о передаче церкви объектов музея-заповедника, скорее всего, все же является личной инициативой Сергия Халюты. «Более неудобного момента для этого найти трудно. Общество и так наэлектризовано в связи с передачей Исаакиевского собора, и тут еще показать безразмерность своих аппетитов… Мне кажется, что патриархии это не на руку для ее имиджа», — предположил Андрей Кураев.

Протодиакон уверен, что севастопольский благочинный — это не тот человек, который мог бы управлять Херсонесом. «Его уже назначали директором музея-заповедника и со скандалом сняли. От него открестился даже министр культуры Владимир Мединский, потому что Халюту назначил на должность директора „по дружбе“ тогдашний губернатор Севастополя Сергей Меняйло. А ведь это человек без образования. Его образование — это медицинское училище. Еще была одесская семинария образца 1990 года выпуска, но он ее окончил экстерном, то есть никакой учебы не было. Да и одесская семинария, простите, в смысле образования — та еще дыра. И этот человек претендует на то, чтобы управлять таким музеем? Это само по себе смешно», — заявил Кураев.

Протодиакон выразил удивление, что Сергий Халюта в своих требованиях заявил о правах какого-то монастыря. «Монастырь там ликвидировался еще лет пятнадцать назад. Да, в 90-х годах была попытка создать монастырь в Херсонесе. Но случился гомосексуальный скандал с монахом, который пытался его возрождать. Потом этот монах растворился в воздухе, и монастырь вместе с ним. Так что никакого монастыря там нет», — пояснил богослов.

Андрей Кураев также обратил внимание на то, что в случае передачи объектов Херсонеса придется передавать их Украинской православной церкви Московской патриархии с центром в Киеве. «Если говорить о передаче церкви, то какой церкви, простите? Зарубежной, потому что Халюта — представитель УПЦ в Севастополе. Получается, что федеральное имущество надо передать под управление зарубежной религиозной организации?», — заметил эксперт.

Передача Херсонеса Таврического в ведение церкви приведет к уничтожению музея-заповедника, считает исполнительный директор Союза музеев России Борис Аракчеев. «В случае передачи Исаакиевского собора в ведение церкви общество потеряет важный объект, где реализуются просветительские программы. В случае же передачи Херсонеса будет потеряна не только просветительская деятельность, но и научная. В Херсонесе занимаются научной работой, ведут археологические раскопки работники не только российских музеев и институтов, но и иностранные коллеги. Все они занимаются изучением нашего исторического наследия. Церковь навряд ли будет всем этим заниматься системным образом. Мы получим откат к Средневековью», — констатировал Борис Аракчеев.

Общественник напомнил, что музей в Херсонесе был основан еще в XIX веке, когда стало ясно, что действовавший тогда монастырь не занимается сохранением культурного наследия, имеющего мировое значение. «Музей — это прогрессивное учреждение, которое развивает свои технологии с развитием цивилизации. Недаром все, что сохранилось от традиционной культуры, от религиозной культуры — сохранилось в музеях. Потому что музей — это тот институт, который не подвержен идеологическим катаклизмам. При этом музей не мешает проведению религиозных ритуалов. Восстановили на территории музея храм — ну, пусть желающие ходят и молятся. Но зачем же разрушать музей?» — заметил Борис Аракчеев.

Следует отметить, что недавно в стране уже был прецедент, когда РПЦ отказали в передаче имущества. Причиной было названо именно то, что такой шаг повредит правам представителей других конфессий. Арбитражные суды Ростовской области заявили о недопустимости передачи Атаманского дворца в Старочеркасске в ведение епархии РПЦ. Суд подтвердил, что музей является и должен оставаться универсальным объектом культуры, несущим информацию в том числе о разных религиозных конфессиях. При таких обстоятельствах передача музейного имущества одной религиозной организации противоречит нормам федерального закона и нарушает права музея на владение и пользование объектом культурного наследия, говорилось в судебном постановлении.

Требование о передаче музейных объектов в пользование церкви противоречит здравому смыслу, считает член центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин. Как заявил историк, этот момент объединяет похожие ситуации с требованием РПЦ о передаче ей Исаакиевского собора в Петербурге, Атаманского дворца в Старочеркасске или объектов Херсонеса Таврического.

«Музейные объекты уже давным-давно, как минимум, порядка 80 лет и более, находятся в пользовании у светских структур, у государства в лице музеев. И даже Исаакий всегда был на балансе у государства. В Исаакиевском соборе проходят богослужения и, в то же время, туда приходят сотни тысяч туристов. До сих пор они друг другу не мешали. И вдруг представители церкви говорят: давайте теперь мы будем распорядителями, мы теперь будем тут главными. Но с какой стати нужно ломать сложившуюся систему и что-то кому-то передавать? Музеи должны оставаться музеями», — полагает Кожин.

Историк разделил опасения тех, кто полагает, что с передачей исторических объектов церкви будет «замазываться», замалчиваться нерелигиозная или дохристианская, в случае с Херсонесом, часть их истории. «В стране есть сотни храмов, которые можно было бы приводить в порядок, которым нужно оказывать внимание, чтобы просто их физически сохранить. Но внимание церкви почему-то обращено именно на музейные объекты», — констатировал Александр Кожин.

Аппетитам церковников на получение в свое ведение Херсонеса Таврического светское общество должно противопоставить свое видение развития музея-заповедника, считает представитель общественной организации по сохранению культурного наследия «Граждане Херсонеса» Александр Рыженко. Как заявил общественник, именно отсутствие целостной концепция развития и использования земель заповедника приводит к появлению желающих прибрать объекты к своим рукам.

Общественник подчеркнул, что, по его мнению, передавать Херсонес церкви нельзя. «Церковь, утвердившись там в середине XIX века, не всегда бережно относилась к историческому наследию», — напомнил он. В то же время светское общество с трудом противостоит экспансии церкви из-за отсутствия комплексного плана развития заповедника.

«Светская общественность должна четко сказать, как должен развиваться заповедник, чтобы он соответствовал своей значимости, чтобы территории использовались в интересах общества, престижа города и всей страны. Комплексное развитие означает обсуждение и вопросов смежных территорий. Права одних не должны ущемляться аппетитами других. Нужны подъездные пути, пешеходные маршруты, стоянки, инфраструктура, чтобы сделать музей-заповедник современным. Здесь должны сесть за один стол представители и Минкультуры, и администрации Севастополя, и религиозных организаций, и Минобороны, потому что к заповеднику примыкают территории воинских частей. В том числе тогда можно будет решить вопросы пребывания и паломников РПЦ без ущерба другим слоям общества», — сказал Александр Рыженко.

Баталии за право владения и получения «ренты» с исторических объектов все усиливаются. При этом, действительно, никто, в том числе церковь, не стремится прибрать к своим рукам какие-нибудь далекие от цивилизации объекты, как те же заброшенные храмы в дальних уголках страны. Напротив, все стремятся завладеть и «снимать пенки» с объектов, которые приносят баснословные доходы от туристов и паломников. Если научное и музейное сообщество апеллирует к разуму власть имущих, то церковники обещают нашим чиновникам в оплату духовное спасение.

Надо учитывать, что умом и разумом отечественные чиновники не блещут, а суеверие, религиозность и псевдорелигиозность им не чужды и даже в тренде. Поэтому нетрудно предсказать, чьи амбиции, в итоге, победят.

Дмитрий Ремизов