Posted 17 февраля 2017,, 14:54

Published 17 февраля 2017,, 14:54

Modified 31 марта, 00:11

Updated 31 марта, 00:11

Эксперт: Пенсионеры и селяне беззащитны перед микрофинансовым мошенничеством

17 февраля 2017, 14:54
Среди пострадавших много жителей сельской местности, где в рамках «оптимизации» закрылись отделения Сбербанка, но работают микрофинансовые организации.

Люди часто вынуждены переплачивать по кредитам и микрозаймам из-за неверного информирования кредиторами, считает председатель «Агентства защиты прав потребителей финансовых услуг» Елена Фасахова. Как рассказала общественница корреспонденту «Росбалта», чаще других страдают люди, не имеющие финансовой грамотности.

«Заемщики невнимательно читают или вообще не читают условия кредитного договора в части размера процентной ставки кредита к сумме займа. Уже подписав, согласившись с условиями договора, они потом замечают, что сумма переплат оказывается в два-три раза больше, чем они полагали», — сообщила эксперт.

Елена Фасахова отметила, что часто пострадавшими становятся пенсионеры. «Они поддаются на красочную и заманчивую рекламу, в которой в некоторых случаях потребителей вводят в заблуждение: на рекламном щите указана некая процентная ставка, и, когда гражданин приходит подписывать договор, он думает, что берет кредит по тому проценту, который указан в рекламной акции, не вдаваясь в условия кредитования, не читая договор. А в итоге процентная ставка оказывается в разы больше. Также часто пенсионеры берут микрозаймы, не зная, что проценты начисляются в день, и потом удивляются, что процентная ставка составляет 800% годовых, и они должны отдать сумму, в несколько раз большую, чем брали», — констатировала общественница.

Среди пострадавших также нередко оказываются жители сельской местности, не имеющие опыта общения с кредитными организациями. Иногда это происходит в местностях, где закрылись отделения «Сбербанка», но работают микрофинансовые организации.

«Если закрываются дополнительные офисы, то банк должен поставить банкомат либо оповестить жителей о возможностях получения финансирования на другой территории. Это не обязательное требование, но это должна быть политика кредитной организации для сохранения возможности предоставления жителям финансовых ресурсов. В то же время, если микрофинансовая организация придет на какую-то территорию, то действующее законодательство никак не может ограничить ее деятельность. Однако иногда происходят неблагоприятные последствия. Например, в наше агентство сравнительно недавно поступило огромное количество обращений из Краснодарского края. Там уже правоохранительные органы определяют, стали ли граждане жертвами мошеннических действий. Подобное оказывается возможным из-за того, что многие жители сельской местности не имеют финансовой грамотности и иногда подвержены нерациональному финансовому планированию», — пояснила Елена Фасахова.

Напомним, что осенью 2016 года законодательное собрание Краснодарского края направило обращение председателю Юго-Западного банка ПАО «Сбербанк России» с просьбой пересмотреть планы по сокращению числа банкоматов и отделений на селе. Как отмечалось в обращении, в крае растет недовольство, поскольку сокращение привело к проблемам с получением пенсий, социальных пособий, обналичиванием заработной платы.