Posted 21 февраля 2017,, 08:00

Published 21 февраля 2017,, 08:00

Modified 31 января, 14:05

Updated 31 января, 14:05

Кто пытается поссорить карачаевцев и осетин

21 февраля 2017, 08:00
Националисты стремятся дестабилизировать ситуацию в КЧР, но им это не удастся, убежден политик Эдуард Маршанкулов.

На Северном Кавказе разразился скандал, который, по мнению ряда наблюдателей, может перерасти в межнациональный конфликт. Все началось с того, что общественная организация «Конгресс карачаевского народа» направила письмо министру иностранных дел Сергею Лаврову с просьбой не признавать Южную Осетию в случае ее переименования в Аланию. К слову, ранее с аналогичным обращением к международному сообществу выступил президент Грузии Георгий Маргвелашвили, который расценил переименование Южной Осетии как покушение на суверенитет своей страны.

Письмо «Конгресса карачаевского народа» попало в социальные сети и вызвало бурю негодования со стороны осетин от Владикавказа до Цхинвала. Политик Эдуард Маршанкулов, в свою очередь, назвал письмо преступным пиаром, обвинил общественников в разжигании межнационального конфликта между двумя народами и призвал не накалять обстановку. За что тут же получил в свой адрес обвинения в предательстве карачаевского народа. В интервью «Росбалту» Эдуард Маршанкулов объяснил, почему решил вмешаться в ситуацию.

— Вы оказались единственным политиком, который открыто осудил действия «Конгресса карачаевского народа». Не могли бы вы подробнее разъяснить свою позицию?

— Моя позиция очень простая — не допускать межнациональных конфликтов, которые время от времени пытаются разжечь националисты разного пошиба. После этого письма к Лаврову, единственная цель которого попиариться на национальной теме, в соцсетях были размещены сотни гневных сообщений и взаимных оскорблений со стороны двух братских народов Кавказа. Я убежден, что наши народы очень мудрые, и никто не сможет нас разделять по национальному признаку, как раньше. Экстремисты, нечистые на руку политики и некоторые общественники-националисты всегда пытаются разыграть национальную карту, но мы им этого не позволим.

— В соцсетях националисты заявляли, что вы не можете быть представителем карачаевского народа, потому что ваша мама — русская…

— Во первых, я никогда не делил народы КЧР по национальным квартирам, и еще раз хочу подчеркнуть, что представляю интересы всех жителей республики. Думаю, я имею право так говорить — на последних выборах за меня проголосовали более 70 тысяч из 300 тысяч избирателей, которые числятся в списках. Я рад, что люди уже смотрят в первую очередь не национальность, а на то, что говорит и делает человек.

— Тем не менее, обвинения прозвучали…

— Да, теперь что касается чистоты моей крови. Моя мать — русская, отец — карачаевец. Я горжусь своими родителями. Когда-то моя мама была единственной русской женщиной в нашем ауле, после школы у нашего дома собирались дети и кричали: «Русский, выходи!» Мы с братом каждый день кулаками доказывали свое право на жизнь. Поэтому я с детства ненавижу националистов. Дед воспитал нас с братом интернационалистами. Наша семья всегда уважительно относится ко всем народам. И я не считаю, что в КЧР у какого-то народа должны быть преимущества перед другим, или что кто-то лучше или хуже только потому, что, по мнению националистов, у него «нечистая кровь» или «неправильная национальность». И я уверен, что интернациональные браки — это хорошо. Они укрепляют дружбу между народами. Вот, например, у главы КЧР жена русская, но разве от этого его дети перестали быть карачаевцами?

— Как вы думаете, волна негатива в соцсетях создана искусственно, или речь идет о народном заблуждении?

— Я очень много общаюсь со своими избирателями и не знаю ни одного человека, который поддерживает разжигание конфликта между карачаевцами и осетинами. Националисты — трусы, они пишут гадости с фейковых аккаунтов, будоражат народ в соцсетях. Но открыто они никогда не выступят, пока не убедятся в поддержке народа. А такой поддержки у них нет и не будет. Все создано искусственно, вы правильно подметили!

Чтобы понять, что происходит сегодня, нужно вспомнить, что было во время выборов в Госдуму в сентябре. Именно с фейковых аккаунтов в соцсетях была поднята искусственная волна вокруг того, что в КЧР якобы массово возмущены недопуском некоторых кандидатов к выборам. С этих же аккаунтов распространялись призывы и угрозы игнорировать голосование. Как мы помним, тогда люди просто не стали обращать внимания на эту возню и пришли на участки.

Сегодня те же люди, которые стояли за предвыборной конфронтацией с властью и другими кандидатами, стали «Конгрессом карачаевского народа». Руководитель конгресса Кады Халкечев был начальником штаба Алия Тоторкулова, которого сняли с выборов. Другой руководитель — Казим Хубиев — был кандидатом-спойлером того же Тоторкулова, который проводил там все свое время. Так же, как и третий участник конгресса — Азрет Караев, который тоже был кандидатом в депутаты. Абсолютно понятно, что их цели — исключительно политические, и ни о каких интересах карачаевского народа речи не идет. Это будет как всегда критика власти, всевозможные съезды недовольных и конфронтация с теми, кто против межэтнических конфликтов, так как цели этой старой-новой организации обратные.

— Вы сами говорите, что во время выборов этим активистам не удалось привлечь на свою сторону народ. Может быть, и сейчас не стоит заострять на них внимание, если жители КЧР на их деятельность не реагируют?

— В прошлом году мы проделали огромную работу по стабилизации обстановки, агитировали население игнорировать провокации и приходить на выборы. Поэтому и сегодня я считаю своим долгом повлиять на ситуацию и не допустить межэтнического конфликта. Главное — говорить об этом открыто, чтобы люди услышали. Что я и делаю. Те же, кто стоит за «Конгрессом карачаевского народа», пытались раскачать мир и спокойствие в нашей республике во время выборов — но, к счастью, у них это не получилось. Теперь они решили зайти с другой стороны и посеять зерна национализма. Мы этого не допустим! Национальные организации в первую очередь должны заниматься проблемами своего народа, сохранением культуры, обычаев, языка и не лезть в политику. А когда они начинают заниматься политикой, общество должно это жестко пресекать.

Я вам скажу больше — лично я вообще не считаю этот конгресс карачаевской организацией. У нас в республике есть единая Карачаевская организация Алан Халк. Она многих не устраивает тем, что является полностью провластной. Но это единственная авторитетная карачаевская организация в КЧР. А конгресс представляет собой группу обиженных политиков, которые ничего не смогли предложить народу и власти, которых отстранили от выборов, и теперь они на базе национальных идей хотят получить реванш своих политических амбиций.

— А как же национальное самосознание?

— У нас многонациональная республика, вне зависимости от количества представителей того ли иного народа никто не имеет права их унижать или оскорблять. Все мы живем в мире и согласии. Каждый народ имеет право на самоопределение и не должен ничего навязывать соседям. В принципе, жители КЧР это прекрасно понимают и не поддаются на провокации националистов.

— Как вы считаете, почему другие политики, общественные деятели и представители властей молчат?

— Я это говорил во время последних выборов и скажу еще раз: они боятся критики и поэтому заигрывают с националистами. Впрочем, и сами националисты очень трусливые. Вы думаете, хоть один из них открыто высказал свою позицию или позвонил мне, чтобы высказать недовольство? Или хотя бы дал какие-то комментарии от своего имени? Они просто пытаются исподтишка раскачать лодку…

Беседовала Ирина Красина

Тимур Халилов, политолог: «Мы наблюдаем своеобразную битву за историю, которая так или иначе влечет за собой межэтнический конфликт. По сути, это серьезнейший спор, который необходимо в первую очередь перенести из зоны политики в зону науки. Такие споры должны вести только профессионалы, в данном случае — эксперты-историки. Только если вопрос будет решаться в научной плоскости, принятое решение будет по-настоящему легитимным. В этом Маршанкулов несомненно прав. Впрочем, здесь есть еще и другой момент. История в данном случае стала поводом для политического противостояния. Что касается реакции властей КЧР, которой пока нет, то здесь может быть два варианта: либо руководство республики не считает эту общественную организацию значимой и реальной силой, либо оно заняло позицию изучения-выжидания. Не исключено, что сейчас в правительстве идет экспертно-внутренняя работа».

Михаил Звенягин, политолог: «Похоже, предвыборные баталии в КЧР уже начались, причем довольно-таки грязно. Общественная организация, за которой явно стоят представители политических элит, действует на поражение, пытаясь уже сейчас расчистить дорогу к власти. Вот только какой ценой? Что касается Маршанкулова — не думаю, что в данном случае он пытается снять какие-то символические политические дивиденды и заработать очки. Скорее всего, мы имеем дело с принципиальной позицией».