Posted 23 марта 2017,, 09:33

Published 23 марта 2017,, 09:33

Modified 30 марта, 23:51

Updated 30 марта, 23:51

В Нижнем Тагиле «поборники нравственности» требуют запретить спектакль по пьесе Стриндберга

23 марта 2017, 09:33
Эксперт считает, что критика в адрес пьесы классика драматургии говорит о невежестве доносчиков.

В среднеуральском Нижнем Тагиле разразился новый театральный скандал, связанный с цензурой. Несколько сотрудников местного Молодежного театра, в том числе худрук, обратились к мэру города с просьбой снять c репертуара спектакль «С широко закрытыми глазами», поставленный по пьесе Августа Стриндберга «Фрекен Жюли».

Противники постановки режиссера Татьяны Захаровой считают, что пьеса «научит молодежь плохому». «„Фрекен Жюли“ — это анатомичная пьеса, в которой описываются нехорошие отношения между мужчиной и женщиной. Там просматривается сексуальный подтекст, а в конце вообще главной героине предложили застрелиться. Чему мы учим молодежь? Директор театра Журавлёва решила поставить эту пьесу вопреки возражениям худрука, просто сменили название. Почему решили ставить именно эту пьесу — непонятно», — заявил председатель Независимого профсоюза актеров Уральского федерального округа Дмитрий Татаринов, слова которого приводит Life.

Против постановки на собственной сцене выступает и художественный руководитель Молодежного театра Владимир Вейде.

Директор театра Юлия Журавлева в комментарии журналу «Театрал» пояснила, что истинная причина конфликта — в борьбе за власть внутри коллектива. «Дело в том, что до 2015 года в театрах Нижнего Тагила было двоевластие. То есть за финансовую и административную часть отвечал директор, а за творческую — худрук. Но в 2015 году учредитель в лице департамента культуры все это дело привел к единовластию, то есть сегодня театром в полной мере руководит директор. Отсюда и недовольство сложившемся репертуаром. И длится это уже довольно давно. Ранее они планировали начать забастовку и требовали сменить директора», — рассказала Журавлева.

Она объяснила, что худрук считает Молодежный театр ориентированным только на детскую аудиторию. «Но ведь помимо детства есть еще отрочество и юность. Не предлагать же аудитории „16+“ детские сказки! Мы решили, что актуально прозвучит Стриндберг. По сути это наш эксперимент для молодежи. В пьесе много аналогий с нашей жизнью: богатые родители, избалованные дети… Но поскольку еще до сдачи спектакля пошел скандальный флер, мы пригласили критиков из Екатеринбургского отделения СТД. Они знают наш театр с самых истоков. Так же на сдаче будет присутствовать культуролог, директор Музея изобразительных искусств и представители драматического театра. Они смогут дать оценку тому, что будет происходить на сцене и насколько это патовый спектакль для нашего театра», — добавила Журавлева.

Как передает v-tagile.ru, режиссер Захарова также считает, что Вейде «рвется к власти». «В данный момент он написал клевету, что у меня в спектакле есть порнография, при этом ни разу не посидев на репетиции. Но приходят претензии, и мы обязаны на них ответить», — отметила она, уточнив, что именно для этого на сдачу спектакля 23 марта приглашаются независимые критики из Екатеринбурга Наталья Решетникова и Наталья Щербакова.

Захарова подчеркнула, что на афише будет возрастное ограничение 18+, потому что в спектакле действительно есть сцены эротического характера, однако она не считает их недопустимыми или порнографичными.

«Честно говоря, ситуация напоминает абсурд, — считает обозреватель „Театрала“, доктор искусствоведения, ведущий научный Школы-студии МХАТ Ольга Егошина. — Те, кто предъявляет подобную критику в адрес самой пьесы, расписываются в незнании истории театра. Во-первых, Стриндберг — это классика. Он проверен не отдельными цензорами, а целыми поколениями. Во-вторых, пьеса „Фрекен Жюли“ ставилась на разных сценах самых разных стран мира. В-третьих, ТЮЗ все-таки в последние десятилетия функционирует в России не как детский театр, а как театр, куда приходит молодежь различных возрастов. Конечно, я не видела трактовку Стриндберга Нижнетагильского театра, но читаю высказывания возмутившихся деятелей сцены и удивлена: ругать произведение Стриндберга — значит расписываться в незнании истории театра».