Posted 24 октября 2017,, 16:14

Published 24 октября 2017,, 16:14

Modified 31 января, 17:14

Updated 31 января, 17:14

«Спешка себя не оправдала»

24 октября 2017, 16:14
В Госдуме недовольны ходом исполнения закона о «лесной амнистии», принятом впопыхах под занавес весенней сессии.

Депутаты Госдумы подвергли во вторник на парламентских слушаниях образцово-показательной «порке» федеральных чиновников, которые, по их мнению, демонстрируют недостаточное рвение в исполнении резонансного закона о так называемой «лесной амнистии». Со стороны создавалось впечатление, что народным избранникам важен не столько сам закон, сколько именно желание «надавить» на правительство и продемонстрировать собственный вес. Ранее новое думское руководство провозгласило курс на выстраивание партнерских отношений с правительством, а также усиление парламентского контроля. Теперь же депутаты на отдельных примерах пытаются доказать, что и они не лыком шиты.

Напомним, это закон принимался Госдумой впопыхах, его рассмотрение в заключительном, третьем чтении состоялось минувшим летом — в последний день перед уходом парламентариев на каникулы. При этом уговаривать народных избранников безотлагательно принять закон приезжал на Охотный ряд вице-премьер Дмитрий Козак.

Тогда депутаты утверждали, что защищают исключительно права простых граждан, которые в свое время получили земельные участки рядом с лесом и теперь из-за пересечения границ не могут легализовать на них права. Также говорилось, что закон ни в коем случае не будет служить интересам сомнительных собственников шикарных угодий в лесных массивах, включая национальные парки. Напротив, при доработке в законе появилась норма, наделяющая прокуроров правом инициировать проверки законности приобретения прав на участки. По словам депутатов, также были разрешены вопросы, касающиеся функционирования природоохранных зон.

Однако уже спустя несколько месяцев после принятия закона у депутатов возникло немало вопросов к его реализации. «Спешка с принятием закона себя не оправдала», — заявила, в частности вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева (фракция «Единая Россия»). По ее словам, закон должен был защитить интересы граждан и юридических лиц, чьи земельные участки оказались одновременно в государственном лесном реестре (ГЛР) и едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). «Таких участков в России насчитывается более 377 тыс. — это огромная армия людей, которые пострадали. Когда мы говорим о „лесной амнистии“, люди вообще ничего не понимают и местные органы власти тоже, а мы принимали закон именно для бабушек с шестью сотками», — сказала Тимофеева.

Она напомнила, что к закону было много вопросов не только со стороны самих депутатов, но и, например, ФСБ, которая указывала на скрытую коррупционную составляющую. «Правительство нас торопило, говорили, что каждый день в судах рассматриваются дела и добросовестные граждане лишаются законных участков», — продолжила Тимофеева.

Но теперь оказывается, что в большинстве регионов «лесная амнистия» даже не началась. Граждане по-прежнему не могут поставить на кадастровый учет свои участки, а суды не могут вынести решения, рассказали на слушаниях. Людям отказывают в регистрации по той причине, что границы земель лесного фонда, с которым идет пересечение, четко не определены.

На слушаниях также выяснилось, что за первые месяцы действия закона по всей стране было зафиксировано всего лишь 772 запроса о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане, из которых 230 пришлись на Московскую область. Глава комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов отметил, что есть много вопросов в Россреестру, который до сих пор не подготовил ряд необходимых подзаконных актов. По словам Тимофеевой, именно это ведомство фактически получило права по распоряжению участками, но в его обязанности не входит сохранение лесов. «Пока мы будем несколько лет уточнять границы, наиболее привлекательные лесные участки могут быть переведены в другие категории», — заметила депутат.

Досталось и правительству, которое депутаты упрекнули в том, что оно не предусмотрело в новом бюджете строчку на проведение мероприятий по установлению границ участков, а на это требуется около 7 млрд рублей. Минприроды вроде бы пообещало найти деньги, сократив ради этого финансирование одной из госпрограмм, но вопрос пока не решен. «По факту же правительство проигнорировало постановление Госдумы», — заявила Тимофеева.

Региональные органы власти депутаты обвинили в том, что они проводят «крайне слабую» работу по установлению границ особо охраняемых природных территорий. «Только в девяти субъектах РФ более 90% особо охраняемых природных учтены в ЕГРН, а, например, в Иркутской области на учет поставлены всего лишь 9%. Во многих регионах вообще не приступали к такой работе», — заметил глава комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

Между тем, из выступлений на слушаниях чиновников из федеральных министерств, а также представителей некоторых регионов выяснилось, что они не разделяют озабоченности парламентариев. «Ажиотажа вокруг „лесной амнистии“ действительно нет», — констатировал начальник департамента недвижимости Минэкономразвития Алексей Бутовецкий. «Прогнозировались массовые обращения в органы власти от желающих узаконить участки. Но на сегодняшний день в органы регистрации поданы всего 142 заявления на всю страну», — привел данные чиновник. Он признал, что Минэкономразвития также должен был выпустить подзаконные акты. «Но это в основном приказы, они носят в большей степени технический характер и их отсутствие в настоящее время никак не препятствует исполнению закона», — сказал Бутовецкий.

В какой-то момент чиновника резко прервали и предоставили слово одной из участниц слушаний, которая пыталась зарегистрировать свой участок по новому закону, но так и не смогла. Женщина сообщила, что ей предложили «подождать» до 2023 года. «Сказали, что у них только общая информация, никаких разъяснений нет или посоветовали обращаться в суд. Разъяснения и работа с людьми абсолютно не ведется, а кадастровые инженеры отказываются участвовать в этой истории из-за опасения потерять лицензию», — пояснила участница слушаний.

«Надо разбираться с каждым отдельным случаем», — возразил Бутовецкий. В ответ депутаты взяли с него слово, что вопрос конкретно с этой женщиной будет разрешен.

А вот к замруководителя Россельхоза Анастасии Винокуровой у парламентариев вообще не возникло никаких вопросов. Из ее доклада следовало, что реализация закона идет нормально, так что нет поводов впадать в панику. «Недостаточно только финансирования, нужно 11,7 млрд рублей, чтобы завершить работу по установлению границ», — сказала Винокурова.

«Нормальным» считают исполнение закона также во многих регионах, в том числе, богатых лесными массивами, с которыми в Госдуме организовали телемосты. «Необходимо только время, понимание реализации закона есть. Серьезных вопросов пока не возникает», — отчитались из Кемерово. «Проблем нет», — сказали в Ставрополье. «Лес — это 76% нашей территории, мы продолжаем разъяснительную работу и, в целом, готовы к реализации закона», — подтвердили и в Бурятии.

На проблематичность нового закона указали лишь в Краснодарском крае, Калужской и Московской областях. Так, например, на Кубани опасаются, что из-за нового закона лесной фонд края будет серьезно сокращен, а в Калуге пожаловались на непонятный механизм с участием двух реестров.

Пожалуй, с самими большими проблемами столкнулись в Подмосковье. Представитель этого региона сообщил, что в Московской области зафиксировано 206 тыс. пересечений по участкам. При этом «всех отправляют к лесникам» прежде, чем принять заявление на регистрацию участка. «Хотя по закону никто никогда не должен бегать», — заметил подмосковный чиновник. Но самая главная проблема, по его словам, заключается в том, что для исполнения закона в течение отведенных пяти лет лично ему придется подписывать в день примерно по 200 документов. «Речь идет о внесении изменений в реестр — это бумажка на несколько страниц. Каждый день я должен подписывать 180 актов — это нереально», — признал чиновник, заметив, что сейчас он ставит подпись где-то под 60 документами в день.

Елена Земскова