Posted 30 октября 2017,, 07:00

Published 30 октября 2017,, 07:00

Modified 31 января, 17:17

Updated 31 января, 17:17

Как менеджмент добивает «Балтийский завод»

30 октября 2017, 07:00
События вокруг известного госпредприятия, видимо, могут стать началом его конца. Есть люди, для которых даже мнение президента — не указ.

На минувшей неделе практически незамеченной прошла информация о том, что «Объединенная судостроительная корпорация» приняла решение о ликвидации своей «дочки» — АО «Западный центр судостроения». ЗЦС создавался по указу президента России Владимира Путина в качестве дочерней структуры ОСК в 2007 году. Основными задачами центра назывались в том числе привлечение заказов на предприятия, входящие в субхолдинг; решение вопросов кооперации и технического переоснащения судостроительных заводов; управление верфями посредством участия в советах директоров и собраниях акционеров. Теперь же в ОСК говорят, что ликвидация промежуточной структуры призвана оптимизировать систему управления дочерних и зависимых обществ. Есть мнение, что случившееся стало началом конца для «Балтийского завода» как самостоятельного игрока.

Последние годы омрачились для петербургского судостроительного предприятия целым рядом скандалов, о которых неоднократно сообщал «Росбалт». Бывшего директора «Балтийского завода» Андрея Фомичева отдали под суд по делу о преднамеренном банкротстве предприятия и причинении ущерба компании на 5,5 млрд рублей. Правда, дело закончилось оправдательным приговором, позднее обжалованным прокуратурой (в горсуде дело рассмотрят 14 ноября). В мае поступили сообщения о том, что Следственным комитетом расследуется уголовное дело о незаконных выплатах сотрудникам предприятия. Дело было возбуждено после явки с повинной в полицию начальника одного из отделов, сообщившей, что она получала ежемесячное возмещение за наем жилого помещения, которого не было в реальности. Дело хоть и было возбуждено по статье о мошенничестве, но пока закончилось ничем — потенциальные потерпевшие в лице ОСК в один голос заявили, что им ущерб не был причинен.

Кроме того, «Балтийский завод» в новейшей истории несколько раз срывал сдачу всех своих крупных контрактов — ПАТЭС «Академик Ломоносов», ледокола «Виктор Черномырдин» и головного атомного ледокола проекта 22220 «Арктика», — по дороге умудрившись растратить выданные Атомфлотом щедрые авансы настолько, что пришлось залезать в восьмимиллиардный кредит. В мае в ситуацию вокруг «Арктики» был вынужден вмешаться Владимир Путин — он распорядился перенести сроки сдачи и потребовал принять кадровые и организационно-управленческие решения в связи со срывом госконтракта. Счетной палате, Генпрокуратуре и ФСБ было поручено провести проверку по факту произошедшего.

После этого «Виктор Черномырдин» отправился на достройку на «Адмиралтейские верфи», а в прессу просочилось решение переводить с Балтзавода производство и отдать под застройку часть территории. Эффект от этого известия был настолько ошеломляющим, что ОСК был немедленно принят целый план медиа-мероприятий по спасению репутации завода — интервью, красочные пресс-туры. Правда, это не особо успокоило скептиков, которые и до этого отмечали, что стремление ОСК сохранить контроль над банкротством ОАО «Балтийский завод» и слияние его с ООО «Балтийский завод — Судостроение» было продиктовано в первую очередь желанием очистить главный актив предприятия — «золотую» землю на берегу в самом в центре Петербурга.

В пресс-службе же самого предприятия не устают подчеркивать, что результатом реорганизации станет создание единого центра для строительства судов и кораблей с атомной энергетической установкой, «что позволит повысить эффективность объединенного предприятия как единого имущественно-производственного комплекса». «Завершение процедуры реорганизации АО „Балтийский завод“ является последним этапом вывода предприятия из кризиса. Объединение двух предприятий ООО „Балтийский завод — Судостроение“ и АО „Балтийский завод“ гарантирует выплату кредиторам возмещения их требований по мировому соглашению, сохранение контроля государства в лице АО „Объединенная судостроительная корпорация“ за производственной и корпоративной деятельностью „Балтийского завода“ и поставит точку в длительном и непростом пути по восстановлению судостроительного комплекса в Санкт-Петербурге», — отметили в пресс-службе предприятия.

Возглавит объединенный завод нынешний директор «БЗС» Алексей Кадилов. С 1976 по 1994 год он работал на «Балтийском заводе», где прошел путь от строителя кораблей до директора по производству. Участвовал в строительстве и сдаче атомных ракетных крейсеров. С декабря 2007 года работал на Средне-Невском судостроительном заводе сначала главным инженером, а затем первым заместителем генерального директора. В 1985 году награжден орденом «Знак почета». А в январе 2017-го стал обладателем патента «Петровский корабел», символизирующего виртуозное мастерство корабела и признание заслуг в развитии морской деятельности. Правда, есть и другое мнение. «Версия на Неве» сообщала о том, что в бытность работы Кадилова гендиректором завода предприятие якобы разбазаривало миллиарды государственных денег, выделенных на строительство ледокольного флота.

Слухи слухами, но есть данные, которые кажутся довольно любопытными — особенно в свете недавних событий на «Балтийском заводе». Не особо афишируется, но в годы, когда Алексей Кадилов являлся заместителем директора ОАО «Средне-Невский судостроительный завод», его сын Николай работал на «СНЗ» и поддерживал тесные связи с управлением по закупкам. Настолько тесные, что в 2010 году даже зарегистрировал ООО «ОКАПИ». Как следует из выписки ЕГРЮЛ, учредителями организации с уставным капиталом в 12 тыс. рублей стали, собственно, сам Николай Кадилов и Андрей Макида, менеджер по закупкам «СНЗ». Основным видом деятельности ООО «ОКАПИ» указана аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. Однако компания практически нигде не засветилась и в бурной деятельности не замечена, для управления каким имуществом она создавалась — тайна за семью печатями.

Подробности о жизни Кадилова-младшего раскрывает его страница в соцсети «ВКонтакте». 38-летний мужчина увлекается дайвингом, спортивными машинами и пишет автообзоры для специализированных изданий. В друзьях у Кадилова можно найти некоего Олега Пшеничного. На первый взгляд, ничего подозрительного или необычного. Закончил ПГУПС. Судя по подпискам, увлекается судостроением. Дальше — интереснее. По данным базы проверки контрагентов, Пшеничный Олег Борисович является бенефициаром нескольких организаций. Среди них — ООО «Морсудснаб», зарегистрированная еще в 2007 году и ныне ликвидированная. Фирма являлась постоянным поставщиком оборудования и материалов на «Балтийский завод — Судостроение» и «Средне-Невский судостроительный завод». Соучредителем «Морсудснаба» является еще один друг Николая Кадилова — Максим Григорьев. По слухам, и Григорьев, и Пшеничный — выходцы с «Балтийского завода».

На Пшеничного оформлено еще четыре компании: ООО «Росэкспорт» (поставщик брокерских услуг по таможенному оформлению экспортно-импортных грузов ООО «Балтийский завод судостроение», признано банкротом в 2015 году); ООО «МСС» (поставщик оборудования и материалов на БЗС и «Средне-Невский завод»). Также с МСС аффилировано ООО МСС Транспорт (учредитель — жена Пшеничного Ирина), поставщик транспортно-экспедиционных услуг для БЗС.

Что характерно, расцвет бизнеса друзей Кадилова-младшего пришелся на период, когда его отец стал вторым лицом на Средне-Невском судостроительном заводе, а затем возглавил «Балтийский завод-судостроение». В лучших семейных традициях.

И самое главное. В 2015 году Олег Пшеничный становится собственником 25% доли ООО ПКБ «Петробалт». «Компания — эксклюзивный проектировщик судов для завода, в том числе — разработчик конструкторской документации на атомный ледокол А22220, а самое интересное — подрядчик по разработке техпроекта на многострадальный ледокол ЛК-25 „В.Черномырдин“. Похоже, именно из-за их ошибок ледокол в итоге перетяжелили на 2500 тонн», — отмечает источник «Росбалта», знакомый с ситуаций. По данным закупочных площадок, «Петробалт» выполнял работы по разработке конструкторской и эксплуатационной документации для ледокола ЛК-25 на сумму свыше 250 млн рублей.

Надо сказать, на «Балтийском заводе» и не скрывают отношений с компанией, одним из учредителей которой является друг семьи генерального директора предприятия. Напротив, сайт завода цитирует руководителя ПКБ «Петробалт» Илью Щербакова, который в свое время «пожелал ледоколу „Виктор Черномырдин“ успешной достройки и отметил, что ледокол оснащен всем необходимым для работы в суровой Арктике».

Как уже неоднократно озвучивалось, государство имеет большие амбиции в области развития отечественного ледокольного судостроения, и цифры заключаемых контрактов — наглядное тому подтверждение.

В сентябре «Коммерсант» сообщал о том, что ФГУП «Атомфлот» прорабатывает варианты по строительству четырех ледоколов для СПГ-проектов НОВАТЭКа в районе Карского моря. Первоначально рассматривался вариант строительства либо атомных ледоколов на «Балтийском заводе», либо ледоколов на СПГ и дизтопливе на «Выборгском судостроительном заводе». Однако, с учетом последних провалов Балтзавода, решение было принято не в его пользу, и Атомфлот заказал разработку концептуального проекта работающего на сжиженном природном газе (СПГ) ледокола мощностью около 40 МВт. Заказал, разумеется, не у ПКБ «Петробалт», а у финской компании Aker Arctic Technology.

По данным того же «Коммерсанта», от «Балтзавода» уплыл еще один заказ по их традиционной ледовой компетенции — строительством специальной ледостойкой самодвижущейся платформы «Северной полюс» за 7 млрд руб. займутся «Адмиралтейские верфи».

Позиции Северо-Западного кластера судостроения будут усиливаться, считают источники в отрасли, но слабые игроки, видимо, вынуждены будут уйти, или в том или ином виде будут поглощены другими. Похоже, в ближайшее время балтийцам придется умерить амбиции, а лидерами, скорее всего, станут наиболее успешные «Адмиралтейские верфи», «Выборгский судостроительный завод» и возрождающаяся «Северная верфь» с их проектом мега-дока.

Эти же источники полагают, что и реорганизация завода, и скорая смена Алексея Кадилова на посту директора — вопрос решенный. Знающие люди обратили внимание на некоторые сигналы. Например, «крестной матерью» первого серийного атомного ледокола «Сибирь», который в сентябре был спущен на воду, стала председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова. Очевидно, что человек, возглавляющий подобное ведомство, вряд ли позволит безнаказанно транжирить деньги государства. И, как говорят, реакция новой «крестной» не заставила себя долго ждать — осенью на Балтзавод обрушилась новая проверка Счетной палаты и правоохранительных органов.

Поговаривают, что Кадилову уже подготовлена замена в виде его нынешнего заместителя Александра Коновалова — человека, которого, например, «Деловой Петербург» связывал с заместителем руководителя Росатома Сергеем Завьяловым. Вопрос в том, будет ли его уход тихим, или вскоре общественность узнает о новых уголовных делах, связанных с одним из старейших судостроительных предприятий страны.

Тимур Новиков