Posted 23 ноября 2017,, 11:21

Published 23 ноября 2017,, 11:21

Modified 31 января, 17:35

Updated 31 января, 17:35

Нужны ли России люди?

23 ноября 2017, 11:21
По коэффициенту миграционного прироста населения РФ оказалась отнюдь не в первых рядах.

По данным Организации Объединенных Наций, в современном мире насчитывается 250 млн мигрантов. Глава представительства управления верховного комиссара по делам беженцев ООН в России Владимир Цюрко, выступая на семинаре по повышению общественной осведомленности в вопросах миграции, рассказал, что масштаб перемещения в РФ иностранцев сегодня «беспрецедентный, такого никогда не было, и эти цифры продолжают расти».

Однако, вопреки распространенному представлению, Россия сегодня не самая привлекательная страна для мигрантов из других стран. Из 250 млн мигрантов в сегодняшнем мире на Россию приходится примерно 10 млн, или меньше 5% от общего числа перемещенных лиц в мире.

Вообще, что касается численности мигрантов, то по обыкновению никто никогда не может сказать об этом достаточно определенно и точно. В лучшем случае цифры варьируются с допущением в 1-2 миллиона человек в ту или иную сторону. Так, выступая недавно перед депутатами Государственной думы, министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев рассказал, что, по данным МВД, в текущем году в Россию прибыло в общей сложности более 14 млн иностранцев, а выехало около 12 млн. Общая же численность мигрантов в стране, по его словам, сохраняется на уровне 10 млн человек. И это сейчас, когда учет мигрантов в России налажен достаточно хорошо.

Раньше с цифрами было еще хуже. Например, в презентованном недавно в Центре стратегических разработок экспертно-аналитическом докладе «Демографические вызовы России», подготовленном специалистами Института демографии Высшей школы экономики, говорится о разбросе цифр по нерегистрируемой (или недокументированной) миграции. Так, если эксперты в начале 2000-х говорили о 3-5 миллионах незарегистрированных («нелегальных» в российской терминологии) мигрантов на территории РФ, то тогдашний руководитель Федеральной миграционной службы Андрей Черненко заявлял о 10 млн иностранных граждан.

Примерно в то же время тогдашний руководитель Межведомственной рабочей группы по вопросам совершенствования иммиграционного законодательства Виктор Иванов на парламентских слушаниях в Госдуме говорил, что только в 2001 году в Россию из СНГ и других государств въехало 15 миллионов иностранцев. Замминистра внутренних дел Александр Чекалин, видимо, соревнуясь с Ивановым, назвал еще более пугающую обывателя цифру — более 23 миллионов мигрантов. Потом пошла игра на понижение. В 2006 году президент Владимир Путин говорил уже о 15 миллионах мигрантов в России, а через месяц в том же году глава ФМС Константин Ромодановский назвал уже 10,2 млн человек. Еще через несколько дней он поправился и сказал, что таковых около 5 млн.

В то же время по данным Росстата общая убыль населения РФ за 20 лет с 1992 по 2012 гг. включительно составила 13 млн 380 тысяч 193 человека. Если учесть, что на 1992 год население России составляло 148,6 млн жителей, то при такой убыли сейчас оно должно было бы насчитывать примерно 135 млн человек (без учета Крыма). Тому, что сейчас оно составляет 143,3 млн человек, Россия обязана исключительно миграционному приросту, который примерно на 8-9 млн человек частично компенсировал естественную убыль.

По данным составителей доклада Института демографии, учитывая те процессы, которые сегодня происходят в российском обществе (старение населения в целом и неумолимое сокращение численности женщин детородного возраста в частности), в обозримой перспективе России неоткуда будет брать постоянно уменьшающиеся человеческие ресурсы, кроме как из миграционных потоков. Которые, заметим, уже разворачиваются в другие стороны. Например, граждане государств Средней Азии, которые еще не так давно обеспечивали 50-60% миграционного прироста населения России, сегодня все больше едут в Иран, страны Персидского залива, Южную Корею, США и Канаду.

Сообщения некоторых СМИ со ссылкой на международные организации, которые приводят данные о том, что Россия занимает третье место в мире по числу мигрантов после США и Германии, эксперты Института демографии ВШЭ ставят под сомнение. Ученые объясняют, что «международные организации действительно дают такие оценки, но при этом надо учитывать, что они относятся к так называемому накопленному числу мигрантов (migrant stock), т. е. к общему количеству людей, живущих не в той стране, в которой они родились. В публикациях ООН разъясняется, что большое число мигрантов в России «обусловлено переклассификацией лиц, которые переезжали в СССР до 1990 г. в качестве внутренних мигрантов и которые стали международными мигрантами в момент распада, никуда не перемещаясь в это время». Таким образом, к мигрантам в России в значительной мере отнесены те, кого принято называть «соотечественниками».

Что касается сравнения с другими странами по коэффициенту миграционного прироста населения, то Россия здесь отнюдь не в первых рядах. По данным доклада Института демографии, коэффициент миграционного прироста в РФ составляет 2,1 на 1000 человек, тогда как в Финляндии, например, 3,3. В не самой открытой для мигрантов Англии этот коэффициент 3,8, в Австрии 6,5, в Швеции 6,9, а в Норвегии 7,7.

Между тем, в России, где последние два года вновь возобновилась убыль населения, численность которого в перспективе будет только снижаться, демографическая ситуация такова, что речь идет уже не только о недостатке рабочих рук (число трудоспособного населения будет уменьшаться примерно на 1 млн человек в год за счет смертности и перехода в разряд пенсионеров все большей части жителей страны, что с каждым годом все серьезней будет ощущаться в экономике и социальной сфере РФ). Речь идет о наличии населения вообще. Особенно на Дальнем Востоке и в Сибири.

В этом смысле представляется, что тезис, который на днях высказал глава Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский, со временем будет приобретать все большую актуальность. Состоит он в том, что власти в РФ стоит определиться с тем, «нужны ли России люди» как таковые?

Александр Желенин