Posted 16 марта 2018,, 11:36

Published 16 марта 2018,, 11:36

Modified 31 января, 18:48

Updated 31 января, 18:48

Новосибирские ТЭЦ переводят бурый уголь, выбросы от сжигания которого содержат ртуть и кадмий

16 марта 2018, 11:36

Компания «СИБЭКО» после того, как ее купила «Сибирская генерирующая компания» (СГК) занялась переоборудованием новосибирских ТЭЦ под сжигание бурого угля. Как сообщает НГС, этот вид топлива опасен содержанием канцерогенов в выбросах.

Как подтвердили в «СИБЭКО», этап повсеместного использования в городе именно этого вида топлива начинается в 2018 году. Однако, как утверждают экологи соседних городов, куда СГК с бурым углем пришла раньше, сжигание этого топлива сопровождается более сильным выбросом в атмосферу сажи и вредных веществ, в том числе ртути.

СГК принадлежит миллиардеру Андрею Мельниченко (9-е место в российском Forbes, 89-е в мире при состоянии $13,2 млрд), в начале года этот холдинг завершил сделку по приобретению контрольного пакета — 78% акций «СИБЭКО». До сделки СГК работала только на территории Алтайского края, Кемеровской области, Красноярского края, Республик Хакасия и Тыва.

Как поясняет издание, бурый уголь дешевле обычного каменного, на котором пока еще работают новосибирские ТЭЦ. На воздухе этот вид угля быстро высыхает, рассыпается в порошок и имеет низкую теплоту сгорания.

В «СИБЭКО», отвечая на запрос НГС, апеллировали к мировому опыту. «Опыт использования сжигания бурых углей распространен не только в России, но и во всем мире», — заметили энергетики.

Между тем Китай уже начал сворачивать добычу и потребление этого вида топлива. «С января 2015 года он ввел запрет на импорт и продажу угля с зольностью более 40% и содержанием серы выше 3%, под запрет также попал бурый уголь с зольностью более 30% и серностью выше 1,5%. <…> В 2018 году в стране планируется закрыть <…> угольные шахты, добывающие в общей сложности 150 миллионов тонн угля в год», — сообщали 6 марта «Ведомости».

В других сибирских городах, где жечь на ТЭЦ бурый уголь начали гораздо раньше, чем в Новосибирске, отмечают, что хорошего в этом виде топлива мало. «Количество бурого угля, в отличие от обычного, сжигается больше, чтобы получить те же самые температуры. Недавно [в Красноярске] было произведено исследование <…>, что именно в том угле, который используется нашими ТЭЦ, огромное содержание кадмия и ртути. <…> А содержание ртути в угле не улавливается ни одними фильтрами. Самые эффективные, которые мы знаем, это электрофильтры. Ртуть они не улавливают, ртуть попадает в атмосферу. <…> На мой взгляд, использование бурого угля в теплоэнергетике нужно ставить под запрет», — заявил руководитель экологического проекта «Красноярск. Небо» Игорь Шпехт.

В алтайском Рубцовске тоже недовольны этим топливом топливом - люди митинговали, жалуясь на падение температуры в квартирах, увеличением счетов за отопление и большим объемом угольной сажи, которая выбрасывается в атмосферу во время работы местных ТЭЦ.

«Такой загазованности не было никогда в городе. Особенно когда были морозы, просто дышать нечем. Детки гуляют, и если светлая шапочка, то она вся в саже», — рассказала НГС начальник рубцовского филиала компании ГК «ЭКО-Партнер» Лидия Бескараваева.

В «СИБЭКО» заверяют, что все необходимые замеры во время сжигания бурого угля они сделали и ничего критического не обнаружили. Однако, по словам Бескараваевой, ситуация с выбросами сажи в атмосферу резко изменилась с 2017 года после исключения сажи из перечня загрязняющих веществ, которые подлежат государственному регулированию.

«Сейчас сажа не нормируется. То есть для нее норматива нет. А вообще сажа — это канцероген, от него рак. А ее с 2017 года вообще перестали учитывать как вещество. Хоть тонну, хоть две, хоть три выбрасывай. Может, поэтому, когда идёт производственный контроль, проводят лабораторные исследования, у них с ПДВ (предельно допустимые выбросы. — прим.ред.) все нормально, все красиво. А по факту мы задыхаемся. Но сегодня таковы требования природоохранной документации», — заметила начальник рубцовского «ЭКО-Партнёра» Бескараваева.