Posted 20 июня 2018,, 14:07

Published 20 июня 2018,, 14:07

Modified 31 января, 19:54

Updated 31 января, 19:54

В Крыму потратят 58 млн рублей на защиту поселка от наводнений, которых там никогда не было

20 июня 2018, 14:07
Более того, при малейшей ошибке может лишиться питания гидроузел, снабжающий водой весь Севастополь.

В Севастополе решили построить дорогостоящую дамбу на небольшой речке, где никогда не было наводнений. Стоимость проекта, включенного в федеральную целевую программу в 2014 году — 58 млн рублей, сообщают «Примечания».

Накануне в Балаклаве прошли публичные слушания по проекту строительства берегоукрепительных сооружений на реке Черная в селе Черноречье. Об этом проекте, финансируемом по ФЦП развития Крыма и Севастополя, местные жители узнали случайно: весной в село приехали рабочие и под предлогом очистки русла реки начали вырубать в пойме деревья. Севастопольцы потребовали у строителей порубочные билеты, но никаких документов на право вырубки у них не оказалось.

Выяснилось, что в селе хотят построить полноценную берегозащиту: две дамбы высотой более 3 м по берегам реки на 300 м выше и ниже моста — всего 600 метров заграждений. Русло реки будут расширять и углублять — якобы для того, чтобы защитить Черноречье от наводнений, которых в этих местах не было в течение сотен лет.

Во время публичных слушаний департамент капитального строительства города от проекта открестился. Департаменту общественной безопасности тоже неизвестно, кто и когда был инициатором строительства береговых дамб. Специалист Севприроднадзора Юлия Гаврилова, работающая в ведомстве с 2001 года, вспомнила, что решение принимал «десант федеральных специалистов», и у местных экологов эта инициатива тоже вызвала удивление.

Риск экстремальных паводков здесь минимален: на стенах Чоргуньской башни, построенной в Черноречье в XIV—XV веке, нет ни одной паводковой отметины. А дамба, которую хотят построить, рассчитана всего на 50 лет.

Разработчик проекта, сотрудник краснодарского НПЗ «Берегозащита» Эдуард Кушу пугал собравшихся сельчан страшными последствиями наводнения в Крымске в 2012 году и говорил об изменении климата. Конкретно Крымом кубанские специалисты никогда не занимались, признался Кушу, но, по его мнению, решения можно «масштабировать» с Кавказа на Крымский полуостров.

Между тем, река Черная питается из карстовых источников, и другие параметры реки, приведенные в проекте, подтверждают мнение скептиков: если Черная и выйдет из берегов, катастрофа вряд ли возможна.

Местных жителей возмущают такие крупные траты на сомнительный проект при том, что часть села до сих пор не газифицирована, ни водопровода, ни канализации здесь нет. Сельчане боятся, что в результате строительных работ они лишатся питьевой воды. Работы могут повлиять на водоносный горизонт, питающий колодцы.

Геолог Виталий Лысенко предостерег чиновников от поспешной реализации проекта: может пострадать инкерманский водоносный горизонт, и Инкерманский гидроузел, снабжающий весь Севастополь с 1912 года, останется без питания.

Начальник сейсмической службы Севастополя Жанна Лукьянова заявила, что уровнем подземных вод при разработке проекта никто не занимался. По ее мнению, проект не выдерживает критики.

В итоге за реализацию проекта не проголосовал никто, все собравшиеся в зале выступили против. Но это вряд ли скажется на реализации проекта. «Проект готов, он получил положительное заключение Главгосэкспертизы, деньги выделены, торги проведены, подрядчик определен. Он приступил к выполнению работ», — заявил глава департамента капстроя Михаил Демиденко.