Posted 28 августа 2018,, 19:31

Published 28 августа 2018,, 19:31

Modified 31 января, 20:35

Updated 31 января, 20:35

ФАС просит расширить ее полномочия из-за «угрозы обороне страны и безопасности государства»

28 августа 2018, 19:31
Федеральная антимонопольная служба предлагает расширить ее полномочия для контроля за иностранными инвесторами, участвующими в капитале стратегических предприятий. Как уточняет РБК, в случае, если соответствующий законопроект будет принят, ФАС сможет проводить плановые и внеплановые проверки компаний, а сам список поднадзорных организаций расширится.
Поправки предлагается внести в 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Документ регулирует участие иностранных инвесторов в российских стратегических компаниях. Зарубежные инвесторы обязаны согласовывать с правительственной комиссией сделки по покупке более 50% акций стратегических предприятий, а если они этого не сделают, сделку посчитают недействительной.
По утверждению ФАС, в настоящее время существует законодательный пробел в регулировании «стратегов». Иностранные инвесторы покупают доли в юрлицах, которые «по смыслу» ст. 2 57-ФЗ не считаются хозяйственными обществами, но осуществляют стратегическую деятельность. Речь идет, в частности, об унитарных предприятиях, сельскохозяйственных кооперативах и т. д. Кроме того, закон не распространяется и на концессионные соглашения в случаях, когда они затрагивают стратегические виды деятельности.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, в связи с этим «существует возможность создания угрозы обороне страны и безопасности государства в части приобретения прав в отношении стратегических юридических лиц или их имущества иностранными инвесторами либо находящимися под их контролем организациями». Соответственно, риски для государства при таких сделках не просчитываются, указывает антимонопольная служба.
Инициатива ФАС предлагает считать стратегическими предприятиями хозяйственные товарищества, крестьянские хозяйства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, то есть распространить действие 57-ФЗ на них. Затронет оно и концесионные соглашения, если их объектом будет «имущество хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение».
Ведомство также указывает на недостаточную эффективность механизма по контролю за иностранными инвесторами в компаниях-стратегах. Служба «не располагает действенными инструментами по оперативному получению достоверной информации о наличии контроля над активами стратегических обществ, об изменении в структуре владения такими активами». Это затягивает процесс получения доказательств и привлечения виновных к ответственности по 57-ФЗ. Таким образом, ФАС предлагает наделить ее полномочиями «по проведению плановых и внеплановых проверок, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений» этого закона. Проверки, согласно проекту, будут выездными и документарными (то есть по месту нахождения органа контроля).
Как рассказал РБК директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов, подобная инициатива вписывается в общий тренд расширения полномочий ведомства и может спровоцировать отток иностранных инвестиций.
«К сожалению, в последнее время очень много инициатив ФАС направлены на то, чтобы усилить и ужесточить контроль, хотя его и так более чем достаточно. ФАС обладает самыми большими полномочиями среди всех антимонопольных органов мира. Ни один антимонопольный регулятор не контролирует столько сфер и не проводит такого количества проверок, так не штрафует и не возбуждает столько дел, — отметил Ульянов. — ГУПы и МУПы могут быть в сфере ЖКХ, товарищества — это малый и средний бизнес, и почему у них не может быть иностранный инвестор, в том числе из дружественных России стран? У нас лучше получается договариваться с якорными инвесторами, но с привлечением малых и средних инвестиций проблема. По-моему, инициатива ФАС может эту проблему усугубить».