Posted 29 октября 2018,, 12:17

Published 29 октября 2018,, 12:17

Modified 30 марта, 18:21

Updated 30 марта, 18:21

Глава «Левада-центра» заявил о росте ксенофобии в России

29 октября 2018, 12:17

Уровень ксенофобских настроений в России выше, чем в момент распада Советского союза, но снижается с 2013 года. «Ядро» ксенофобов составляет 8-15% взрослого населения страны, «подскакивая» в моменты социальных кризисов до 20%, заявил руководитель «Левада-центра» Лев Гудков в понедельник на конференции «Защитим будущее».

Как сообщает «Интерфакс», в целом ситуацию в стране Гудков охарактеризовал как «латентную агрессивность, которая может выразиться в открытую агрессию, только если будет обеспечена национальная мобилизация, если будет задействовано государство».

Левада уточнил, что за годы, прошедшие после распада СССР, «уровень диффузной, массовой ксенофобии существенно поднялся». Последний всплеск этнонациональной напряженности приходится на 2013 год. Затем в результате конфронтации России с Западом и гибридной войны на Украине общая внутренняя ксенофобия по стране снизилась и изменила структуру.

По словам Гудкова, антикавказские установки, игравшие «главную скрипку» до 2013 года, уступили место антицыганским и антииммигрантским настроениям, в особенности по отношению к гастарбайтерам из Средней Азии, а также расистским установкам по отношению к китайцам и чернокожим и умеренно выраженным античеченским настроениям. Выросли и антиукраинские настроения, заявил Гудков. Антисемитские настроения остаются на прежнем, достаточно низком уровне.

У людей, составляющих «ядро» ксенофобов, по его данным, сочетаются антисемитские, расистские и ксенофобские взгляды, они чувствуют ущемленность и отличаются повышенной склонностью к агрессии. Вторую категорию граждан составляет более пассивная среда сочувствующих ксенофобам. Такие люди разделяют расистские лозунги, но не готовы к открытым действиям в их поддержку. Также они готовы одобрить репрессивные меры в отношении мигрантов или лиц других национальностей со стороны государства. Распространенность этой группы Гудков оценил в 20-30% населения вдобавок к «ядру».

Также он отметил ослабление иммунитета к ксенофобии и антисемитизму: в середине 1990-х против любых форм ксенофобии и расизма выступали около половины населения, а сегодня признаки неприятия таких проявлений отмечаются только у 25-30% населения.