Posted 13 декабря 2018,, 21:01

Published 13 декабря 2018,, 21:01

Modified 31 января, 21:37

Updated 31 января, 21:37

Анатомия слухов: зуд ожидания санкций

13 декабря 2018, 21:01
Российские власти готовятся к отключению страны от международных финансовых систем и весенним региональным бунтам.

Гендиректор системы международных межбанковских платежей SWIFT Готтфрид Лейббрандт уходит в отставку. Это случится лишь в июне, но ходят слухи, что заявил он об этом уже сейчас для того, чтобы лично не брать на себя ответственность за отключение от этой системы России. «SWIFT находится совершенно в другом состоянии, нежели семь лет назад, — туманно поясняет свое решение 56-летний Лейббрандт. — Всегда наступает время передать правление и написать новую главу. Я думаю, сейчас, несомненно, то самое время».

Надо напомнить, что к системе SWIFT подключено свыше 11 тысяч финансовых институтов в более чем 200 странах мира, в том числе России. Однако уже больше года ходят слухи, что российские организации могут доступа к этой системе лишить — в рамках ужесточения финансовых санкций из-за Крыма и Украины.

С августа 2018 года эти слухи стали еще активнее, поскольку США ввели против России новые ограничительные меры, обвинив ее в применении химического оружия во время покушения на убийства сотрудника ГРУ и британского агента Сергея Скрипаля в Великобритании. Тогда же было объявлено, что будет введен и второй пакет этих новых мер экономического давления на Кремль, причем куда более значительный, если российские власти не примут американский ультиматум.

После того, как Дональд Трамп решил отменить встречу с Владимиром Путиным в Буэнос-Айресе из-за атаки российских пограничников на украинские военные корабли в Керченском проливе, слухи об усилении санкций стали еще активнее. Ну, а окончательно их формирование довершил Центробанк РФ, который предупредил ряд российских финансовых организаций, чтобы они готовились к возможным проблемам с доступом к платежным системам Visa и Mastercard.

Теперь вот еще и глава SWIFT уходит в отставку, и в Москве это, разумеется, считают признаком того, что «отключение России» может случиться еще до ухода западного мира на рождественские каникулы. Некоторые к этому добавляют еще одну историю — заявление главы Сбербанка Германа Грефа о намерении этой организации провести ребрендинг. Зачем и на какие средства банк будет ее проводить, руководство не сообщило, что стало поводом для слухов о том, что команда Грефа намеревается провести последний большой денежный проект под видом антисанкционного, а потом спокойно уйти на покой.

Это, кстати, может стать распространенной в России стратегией с учетом того, что появились сведения о подготовке властей к резкому ослаблению российской экономики в 2019 году в том числе, из-за санкций, а также к росту протестной активности. Якобы в регионах нарастает раздражение, первые признаки которого проявились на региональных выборах в сентябре 2018 года. Их эхо в виде затянувшихся выборов губернатора Приморского края, слышно до сих пор. По этой версии, протестные настроения и приведут к отдельным социальным «взрывам», но теперь уже в заметно большем количестве регионов.

При этом во власти многие считают, что позиция федерального центра в такой ситуации должна становиться только жестче. Такую точку зрения, судя по резким заявлениям пресс-секретаря «Роснефти» Михаила Леонтьева в адрес недавно избранного оппозиционного губернатора Хакасии Коновалова, поддерживает, например, глава крупнейшей российской нефтяной госкомпании Игорь Сечин.

Вообще, на фоне подготовки к обострению социальных протестов работать губернаторами и бороться за посты глав регионов в России становится все сложнее. Соответственно, политические игры и провокации на этом направлении приобретают все более запутанный вид. Например, редкий конспиролог может уложить в единую версию назначение Александра Беглова врио губернатора Санкт-Петербурга, назначение замглавы администрации Ленинградской области Валерия Пикалева, который ранее занимался охраной валдайской резиденции президента и, наконец, согласование петербургской администрацией протестного митинга, где главным требованием будет отставка губернатора все той же Ленинградской области Александра Дрозденко.

И все же, слухи о том, что связь между этими событиями есть, также ходят. Потому что в последние месяцы мало кто понимает, кто же конкретно в Кремле контролирует региональные выборы — по-прежнему управление внутренней политики Андрея Ярина или же управление по обеспечению деятельности Госсовета Александра Харичева, который добился накануне приморских выборов переноса во Владивосток столицы Дальневосточного федерального округа.

Впрочем, даже если по отдельным регионам такого куратора назвать нетрудно, то логика принятия тех или иных управленческих решений совсем не всегда поддается критическому анализу. Вот это и добавляет нестабильности там, где ее в региональной политике и без того хватает.

Иван Преображенский