Posted 31 января 2019,, 10:21

Published 31 января 2019,, 10:21

Modified 30 марта, 17:37

Updated 30 марта, 17:37

В Башкирии церковь 1913 года постройки разбирают на кирпичи из-за ошибки чиновников

31 января 2019, 10:21

В башкирском Стерлитамаке включенную в перечень объектов культурного наследия церковь разбирают на кирпичи. Из них тут же строят дорогу, а местные жители разворовывают кирпичи на собственные нужды. Все это стало возможным из-за бюрократической ошибки в одном знаке.

Изначально здание строилось как мельница во владении местного купца. Оно было возведено в 1910—1913 годах на берегу реки Ашкадар Затем живущие в городе немцы начали пристраивать к мельнице лютеранскую церковь, но завершению строительства помешала Вторая мировая война. Тем не менее, церковь действовала до 60-х годов прошлого века. Минувшим летом был подписан приказ о включении Симоновской мельницы (иначе — Недостроенной церкви) в перечень объектов культурного наследия.

Как сообщает ProUfu.ru, с 2013 года здание принадлежит директору реабилитационного центра «Ковчег» Андрею Лейхнеру. 26 ноября прошлого года он в телеэфире рассказал о планах по реставрации Симоновской мельницы. Однако, как выяснил местный общественный активист Эмиль Шаяхметов, сейчас здание существенно повреждено — верхняя часть фасада и маковка купола отсутствуют.

По информации общественника, предприниматель с конца прошлого года разбирает мельницу по кирпичам, которые пускает на укладку дороги, ведущей к этому месту. При этом разобранный стройматериал разворовывают местные жители — на некоторых участках можно увидеть недавно появившиеся постройки из такого же кирпича.

Только после того, как Шаяхметов начал бить тревогу, ситуацией заинтересовались в Башкультнаследии. Оказалось, что в приказе на включение здания в перечень объектов культурного наследия был неверно указан адрес — Юсупова, 1 вместо Юсупова, 1а. По первому адресу на одном земельном участке с памятником стоит небольшой домик. Поскольку он цел, обвинить бизнесмена в разрушении церкви нельзя.

После осмотра памятника 29 января Башкультнаследие подтвердило факт повреждения объекта культурного наследия. Ведомство направило судебный иск, и Лейхнеру было предписано немедленно прекратить демонтаж здания.

Сам Лейхнер рассказал, что купил здание с целью реставрации, но каждый раз ему отказывали в предоставлении проезда к нему. Приходилось даже судиться с администрацией города. Кроме того, он отметил, что, когда он получил градостроительное заключение, особый статус объекту не был присвоен. «Это здание имеет ценность только для меня и больше ни для кого», — заявил предприниматель.

По его версии, на здание всем было наплевать, но когда люди увидели, что его начинают разрушать, поднялся непонятный для него ажиотаж. По его словам, решение о сносе церкви он принял вынужденно. По его словам, экспертиза показала, что объект находится в аварийном состоянии и не подлежит восстановлению.

В то же время общественник Эмиль Шаяхметов заявил, что лично посещал церковь 20 июля и со зданием все было в порядке. «Церковь была в идеальном состоянии, никаких падений кирпича и прочего не было, так что ее можно было восстановить, — рассказал активист. — Подобные экспертизы заказываются, чтобы иметь возможность снести здание».