Posted 13 февраля 2019,, 08:20

Published 13 февраля 2019,, 08:20

Modified 30 марта, 17:32

Updated 30 марта, 17:32

Опрос: Две трети россиян считают меры безопасности в музеях недостаточными

13 февраля 2019, 08:20

Две трети — 65% — опрошенных ВЦИОМ россиян считают недостаточными меры безопасности в российских музеях. Противоположной точки зрения придерживаются 22% респондентов, при этом среди москвичей и петербуржцев эта доля достигает 30%.

Вину за кражи экспонатов 21% респондентов возлагает на руководство музеев, значительно меньше — 9% — заявили о вине охранников, только 3% — смотрителей. При этом 37% считают, что вина в подобных случаях равно распределена на всех музейных сотрудников. Еще 18% считают, что дело в слабых охранных системах и не винят никого.

О том, что в конце января из Третьяковской галереи украли с выставки Архипа Куинджи одну из картин, известно 81% опрошенных. Причем 90% тех, кому известно о «громкой» краже, узнали о самой выставке Куинджи только после сообщений о краже картины. 35% респондентов сказали, что они хорошо осведомлены об инциденте, 46% — что только слышали об этом. При этом информированность заметно выше — 94% — среди респондентов старшего поколения (60+), а среди молодежи 18-24-х лет — только 47%.

67% опрошенных признались, что хотели бы посетить выставку Куинджи, но у 62% нет такой возможности.

Напомним, из Третьяковской галереи 27 января украли картину Архипа Куинджи, привезенную из Русского музея на выставку великого художника в Москве. Картину украли прямо на глазах у посетителей выставки и сотрудников музея. Вора и картину нашли на следующий день. Инцидент вызвал в обществе дискуссию относительно систем безопасности российских музеев в целом.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский после кражи картины отмечал, что не считает этот инцидент чем-то экстраординарным. По его словам, пока на экспозициях есть зрители — будет и риск. Он добавил, что меры безопасности во всех музеях «достаточно хорошие», а кража полотна — «совершенно не из ряда вон». Пиотровский пояснил, что таким образом из музеев часто выносят экспонаты.

Директор Эрмитажа связал случившееся с большой популярностью выставки Куинджи и, соответственно, наплывом посетителей. Он признал, что нужно принимать меры в контексте случившегося, однако назвал такие меры нормальной борьбой с обстоятельствами.

«По следам» кражи глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская заявила о необходимости вернуться к идее обязательного чипирования всех произведений искусства. Она также выразила удивление тем, что при принятии закона о ввозе и вывозе культурных ценностей не было прописано обязательное чипирование всех шедевров. По ее словам, у комитета была такая идея, но поддержки она не нашла. Ямпольская отметила, что считает чипирование удобным форматом, поскольку любое перемещение чипированного предмета дает сигнал тревоги.

Речь идет о специальной маркировке музейных объектов — это может быть химическое вещество или радиоизотоп. Такая маркировка не видна, но срабатывает при перемещении предмета за пределы охраняемой зоны. Около года назад проект обсуждался, в том числе на уровне Минкультуры, но поддержки не нашел.