Posted 26 апреля 2019,, 17:15

Published 26 апреля 2019,, 17:15

Modified 30 марта, 16:58

Updated 30 марта, 16:58

Импортозамещение — это дорого и невкусно?

26 апреля 2019, 17:15
Контрсанкции не вызвали в России расцвета собственного производства сыра и мясной продукции. Эксперты пояснили, почему так произошло.

Россиян, бывающих за границей, взбудоражила новость о том, что им могут запретить ввоз на родину для личного пользования зарубежных мясо-молочных продуктов. С инициативой окончательно лишить россиян пресловутых «хамона с пармезаном» выступила Национальная мясная ассоциация. Свое предложение бизнесмены обосновали беспокойством о том, что в страну якобы могут попасть возбудители опасных болезней животных.

В версию «болезнетворности» хамона с пармезаном, конечно, никто не поверил. Сомнения подтвердили в Россельхознадзоре, заявив, что причина — в «сырно-колбасных турах», которые организуют предприниматели для ввоза санкционной продукции под видом «личного пользования».

Сторонние эксперты указали на то, что инициатива российских производителей на самом деле возникла из-за пробуксовывания политики импортозамещения. Запрет на промышленный ввоз европейской продукции устранил с рынка конкурентов, но воспользоваться этим в полную меру отечественные производители не могут: у россиян становится все меньше денег. Даже если отечественные товаропроизводители станут делать качественные продукты, мало кто сможет их купить из-за высокой цены.

Предложение российских производителей запретить ввоз из-за рубежа продуктов для личного пользования продиктовано их поисками повышения прибыли, считает аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», данная инициатива — лишь один из способов повлиять на складывающуюся ценовую ситуацию в России.

Тимур Нигматуллин уточнил, что российские производители первоначально оказались в выигрыше благодаря контрсанкциям, которые были введены против ряда стран в рамках продовольственного эмбарго, и ослаблению рубля. Однако наличие большого количества игроков на этом рынке привело к тому, что их выгоды оказались невысокими.

«У них у всех снизилась рентабельность: производители продукции продают ее по очень низкой марже. И они ищут способы, как с этим справиться. Один из этих способов, в данном случае не очень эффективный, — это ограничить импорт наиболее высокомаржинальной продукции», — рассказал аналитик.

По мнению эксперта, ввоз частными лицами из-за рубежа мясной и молочной продукции для личного пользования не составляет какой-либо заметной доли рынка, но предложение его запрета — это лишь часть усилий производителей повысить свою маржу в «эпоху импортозамещения». «Пострадавшим в данном случае будет потребитель — по той причине, что, если будет ограничено предложение при прежнем уровне спроса, то неизбежно вырастут цены», — заметил Тимур Нигматуллин.

Правильной мерой по поддержке отечественного товаропроизводителя был бы не запрет ввоза хамона с пармезаном, а изменение налоговой политики, считает руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов. «Наша проблема не том, что мы завалены мясной и молочной контрабандой из ЕС, а в том, что у нас слабый спрос. И это во многом порождено изъятием денег у домашних хозяйств. Это изъятие происходит в форме налогов. 20 процентов берут в виде НДС. Да почему вообще должен существовать этот налог, особенно на потребительские товары?.. 13 процентов люди платят с зарплаты, даже имея низкие доходы. Еще 30 процентов — социальные отчисления. Еще платят налог на имущество физических лиц. Деньги высасываются ведомством Антона Силуанова и налоговиками, и поэтому у людей нет денег лишний раз купить мясные изделия. Это и ограничивает импортозамещение. Новые производственные мощности создаются, и готовность инвестировать под их создание есть. Но рынок достаточно мал. А государственная политика не дает стимулов внутреннему покупателю», — уверен эксперт.

Василий Колташов подчеркнул, что поддержал бы протекционистскую политику, но не в такой карикатурной форме. «Я считаю, что ограничения на ввоз необходимы и контрсанкции тоже являются правильными, но распространять их индивидуально на россиян среднего класса, которые не так уж много продуктов привозят, означает их злить. Такие инициативы попахивают вредительством — задумкой, как бы еще взбесить россиян и сделать их нелояльными к протекционистской политике», — сказал эксперт.

Отраслевые игроки посылают сигналы власти, желая обратить внимание правительства на свои проблемы и получить какие-то льготы, полагает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Одним из таких сигналов и стала инициатива мясопроизводителей.

«У нас с начала года подняли НДС на 2 процента. Это сказалось на продовольственных товарах. У нас был рост цен на ГСМ в прошлом и нынешнем году. К этому добавим ситуацию с зерновыми, с кормовой пшеницей, которая тоже сказывается на себестоимости производства. Все факторы говорят в пользу повышения стоимости, а при этом реальная покупательная способность населения, его реальные располагаемые доходы, не растут. С одной стороны, поджимается спрос, с другой стороны, растет себестоимость продукции. В этих условиях российские производители и начинают предлагать какие-то инициативы. Вот и сейчас они выступили с резонансной инициативой, которая попала в топ публикаций. Возможно, такой эффект и требовалось произвести», — сказал Абзалов.

По мнению эксперта, реализовать запрет на ввоз продуктов для личного пользования на практике будет затруднительно. Сейчас запрещен промышленный ввоз из определенных стран. Установить, откуда именно везет турист продукты, будет нелегко, если он летит с пересадками. Он может купить продукт в Испании, а лететь через Сербию. «Технологически сложно представить, каким образом можно вводить эти ограничения. Денежных средств, которые будут затрачены на реализацию, может оказаться больше, чем выхлоп, который можно получить. Даже простой досмотр багажа замедлит скорость прохождения на таможне», — указал Дмитрий Абзалов.

Экономический эксперт Владислав Жуковский считает, что российское импортозамещение стало «фейком». «Импортозамещение свелось к тому, что цены на продукты питания за последние пять лет — после шоковой девальвации, санкций и контрсанкций — выросли, как минимум, в два — два с половиной раза. Резко упало качество продукции, пошел наплыв разного рода суррогатов, пальмового масла, контрафакта. В Россию привозят „белорусские“ креветки и семгу, которых там отродясь не было. То есть все продукты, которые ввозились в Россию легально, теперь завозятся окольными путями — через страны Таможенного союза, те же Белоруссию и Казахстан. Просто удлинилась логистическая цепочка. А когда нам рапортуют о росте производства мяса, то надо понимать, что в его производстве ничего российского нет, кроме земли русской. Посевной материал, ядохимикаты, оборудование — все импортное. И за все это платит россиянин», — заявил эксперт.

Жуковский отметил, что инвестиций в производство, господдержки не наблюдается, напротив, растет налоговая нагрузка. «Чтобы было импортозамещение, должны были снижать налоговую нагрузку на сельское хозяйство, реальный сектор и население. А власти повысили НДС на 2%, ввели налоги на самозанятых, разного рода сборы — „Платон“, утилизационный, экологический, туристический, электронные кассы, обязательную маркировку товаров. Сделали все, чтобы издержки производства росли. И у населения банально нет денег, люди не могут позволить себе купить качественные продукты в России. Уровень жизни населения упал, по данным Росстата, на 12%. А по неофициальным оценкам потребительская активность населения упала от 35 до 45%. На 5 млн россиян стало больше за чертой бедности. Движущая сила экономики — платежеспособный спрос. Но никогда нельзя добиться импортозамещения, если у людей нет денег на покупку товаров», — подчеркнул эксперт.

Владислав Жуковский полагает, что преуменьшать объемы ввозимой для личных целей продукции также не стоит. Жители приграничных территорий уже приучились ездить за продуктами за рубеж. «Если взять север европейской части страны, Санкт-Петербург и окрестности, то их жители, если не каждые выходные, то раз в две недели ездят в Финляндию, чтобы купить по более низким ценам более качественные молочные продукты, сыры, рыбу, мясо и прочее. В России это все и стоит дороже, и менее качественное. То же самое — в Калининграде. И даже жители Брянска, Орла, Смоленска катаются в Белоруссию за продуктами питания. С Дальнего Востока в Китай ездят. Это не является критическим в масштабах страны, но российские холдинги хотят влезть и в эту нишу, убрать конкуренцию и заставить россиян покупать их менее качественную продукцию по более высоким ценам», — сказал эксперт.

Отечественные производители, видимо, хотят отучить россиян даже от вида и запаха более качественной продукции. Если россияне не будут знать, что могут быть продукты лучшего качества — да еще и недорогие, — то и со «своим», дорогим и невкусным, свыкнутся и слюбятся. Картина «импортозамещения» представляется очень странной.

Дмитрий Ремизов