Posted 15 мая 2019,, 13:25

Published 15 мая 2019,, 13:25

Modified 30 марта, 16:51

Updated 30 марта, 16:51

Глава ОКБ им. Симонова: Нас вынудили остановить разработку тяжелого беспилотника

15 мая 2019, 13:25

Гендиректор казанского АО НПО «Опытно-конструкторское бюро им. М.П. Симонова», многие годы разрабатывавшего тяжелый беспилотник «Альтаир», Александр Гомзин в интервью «Комсомольской правде» не исключил связи возбужденного в отношении него уголовного дела с отказом на предложение АО «УЗГА» о поглощении.

Газета напоминает, что в 2010—2011 годах Минобороны подготовило техзадание и объявило конкурс на создание линейки тяжелых разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Казанское ОКБ им. Симонова (ранее ОКБ «Сокол») этот конкурс выиграло и заключило договор на научно-исследовательские работы «Альтиус-М». Этот госконтракт был исполнен и принят заказчиком 5 декабря 2014 года. И в ноябре того же года с ОКБ «Сокол» был заключен новый госконтракт на 3,6 млрд рублей по теме опытно-конструкторской работы «Альтиус-О», то есть требовалось уже создать конструкторскую документацию и опытные экземпляры военных беспилотников под названием «Альтиус» массой более 5 тонн с системами управления, обслуживания и т. д.

Однако осенью 2018 года, незадолго до срока окончания контракта, Минобороны расторгло его, передав заказ казанскому подразделению Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). Это оказалось шоком для руководства ОКБ.

«С первого дня мы засучили рукава, работали. В феврале 2017 года решением заказчика был установлен сам облик самолета и порядок проведения его испытаний. При этом в документе сказано о необходимости выпуска дополнения к тактико-техническому заданию (ТТЗ) — это обязанность заказчика. Однако ничего оформлено не было. Только в самом конце 2017 года заказчик объединил в один этап летно-конструкторские и государственные испытания. АО НПО „ОКБ им. М.П. Симонова“ приступило к летным испытаниям», — объяснил Гомзин.

Письмо заказчика от 10 сентября 2018 года о приостановке с последующим прекращением опытно-конструкторских работ по теме «Альтиус-О» оказалось полной неожиданностью еще и потому, что расторжение допускалось исключительно по соглашению сторон или вердикту суда.

В сентябре—октябре 2018 года, по словам Гомзина, комиссия заказчика провела инвентаризацию результатов ОКР «Альтиус-О», о чем составлен акт, включающий более 15 тыс. позиций по летающим образцам, наземным средствам управления полетами и обслуживанию. «В акт вошли результаты выполнения трех этапов, а также испытаний и доводки БПЛА в период с марта 2017 года по сентябрь 2018 года. По последним работам фактические затраты бюро, почти в 9 раз превышающие объем авансирования со стороны заказчика, сложились из собственных средств и кредиторской задолженности предприятия», — подчеркнул Гомзин.

В декабре 2018 года заказчик довел до ОКБ решение о том, что весь его научно-технический задел должен быть передан в АО «УЗГА». «При этом предусмотренный контрактом порядок оформления права собственности на результаты опытно-конструкторских работ, незавершенных этапов испытаний и доводочных мероприятий к моменту приостановки не определен, документально не зафиксирован, фактические затраты не оплачены», — указал гендиректор.

Автор «КП» делает вывод, что главным бенефициаром всей этой истории является подразделение Уральского завода гражданской авиации в Казани, подконтрольное банкиру и собственнику ряда оборонных предприятий Виктору Григорьеву. И задает вопрос Гомзину: не связывает ли тот свое уголовное преследование с возможной борьбой за денежные потоки ВПК. В ответ гендиректор отметил, у специалистов вызывает удивление, что заказ передан в УЗГА, в портфолио которого нет ни одного реализованного собственного проекта беспилотников. «Весной прошлого года УЗГА делал нам предложение о поглощении, но мы не согласились. Может быть тогда, видимо, было принято решение пойти другим путем? Сейчас рано делать выводы. Предлагаю дождаться окончания расследования, тогда поговорим об истинных причинах уголовного преследования. Единственное, что меня по-настоящему беспокоит, это то, что нас вынудили остановить разработку тяжелого беспилотника и передать дела УЗГА в момент полетных испытаний», — сказал гендиректор.