Posted 28 мая 2019,, 09:58

Published 28 мая 2019,, 09:58

Modified 30 марта, 16:46

Updated 30 марта, 16:46

Когда английское правосудие опасно обходить

28 мая 2019, 09:58
Совладелец «Норебо» рискует стать фигурантом уголовных расследований в РФ и за ее пределами.

Коммерческий спор крупных российских предпринимателей и в прошлом бизнес-партнеров Александра Тугушева и Виталия Орлова может вылиться в полноценное уголовное дело. В распоряжении агентства оказалось заявление Александра Тугушева в СК РФ, в котором последний утверждает, что Виталий Орлов фальсифицировал документы при обращении в Арбитражный суд Мурманской области, и просит возбудить уголовное дело. Александр Тугушев считает, что является потерпевшим не только от фальсификации доказательств (ст. 303 УК РФ), но и от деятельности преступного сообщества, якобы возглавляемого Виталием Орловым (ст. 210 УК РФ).

Согласно заявлению о преступлении, отправленному Тугушевым в Следственное управление СК РФ по Мурманской области, адвокаты Виталия Орлова приложили к заявлению в Арбитражный суд Мурманской области «Приказ» (Order) английского суда, вынесенный в апреле 2019 года, которым рассматривалась возможность подачи апелляции, и нотариально заверенный перевод, в котором этот документ был назван «Решением». Тугушев высказывает мнение, что такой перевод был сделан с одной целью — сделать возможным подачу возражения на «Приказ», который «Решением» не является.

В тоже время, по мнению Тугушева, Орлов умалчивает, что вопрос юрисдикции был разрешен английским судом еще в марте 2019 года, когда английский суд на десятках страниц описал, почему считает его резидентом Великобритании и признает свою юрисдикцию в отношении этого спора. Как утверждает сторона Тугушева, Орлов прекрасно знал о мартовском решении (его юристы участвовали в заседании суда), но тогда возражения на вердикт британской Фемиды в российский суд представлены не были. Лукавит Орлов и в том, что английские приказы вынесены в отношении акций «Норебо», — эти судебные акты были посвящены месту жительства Орлова, и ничему более, — утверждают адвокаты Тугушева. И добавляют: Орлов также ссылается на то, что эти акты являются окончательными, но при этом практически одновременно просит английский суд разрешить апелляцию на них (соответствующее ходатайство было подано им буквально в середине мая), а значит, и это его утверждение заведомо неверно.

Тугушев же считает, что эти фальсификации являются частью умысла Орлова и его сообщников на хищение у него акций компаний группы «Норебо» и «совершены структурированным объединением организованных групп (сообществом) с последующим извлечением имущественной выгоды не только членами указанного сообщества, но и другими лицами». Александр Тугушев ссылается также на другие подобные эпизоды, имевшие место ранее, — в частности, на фальсификацию его подписей на договорах купли-продажи акций ЗАО «Альмор Атлантика» и на фиктивный судебный процесс в Коптевском районном суде города Москвы, в котором его интересы без его ведома и по поддельной доверенности представлял некий А. Дрындин. Похожая схема, как заявляет Александр Тугушев, была реализована и в Лоуховском районном суде Республики Карелия, в котором его также представляли неизвестные ему лица. Впоследствии поддельные доказательства создавались уже для возбуждения СЧ ГСУ МВД России по г. Москве уголовного дела против него, и преследование по которому было прекращено после того, как следственный орган установил его непричастность к вменяемым преступлениям. Эти эпизоды перечислены в заявлении о преступлении, написанном Тугушевым на имя и. о. руководителя Главного следственного управления Следственного комитета РФ по г. Москве А.А. Стрижова (имеется в распоряжении редакции).

О реакции СК РФ на заявления Александра Тугушева нам пока не известно, но можно предположить, что в рамках арбитража этот спор не останется.

Напомним, что летом прошлого года бывший партнер Орлова Александр Тугушев подал в английский суд иск, в котором утверждал, что владелец «Норебо» Виталий Орлов, сооснователь холдинга Магнус Рот и их партнер Андрей Петрик вступили в сговор с целью лишения Тугушева доли в компании, и требовал восстановления своих прав. Высокий суд правосудия Англии и Уэльса заморозил активы Орлова на сумму иска и 27 марта 2019 года признал подсудность спора своей юрисдикцией. 17 апреля бизнесмену было отказано в праве на апелляцию этого решения.

На минувшей неделе «Коммерсантъ» сообщил, что Виталий Орлов пытается оспорить в Арбитражном суде Мурманской области решение Высокого суда правосудия Англии и Уэльса о полной юрисдикции английского суда на рассмотрение спора между бывшими партнерами по рыбопромышленному холдингу «Норебо». В начале мая Виталий Орлов подал в Арбитражный суд Мурманской области заявление о возражениях против решения иностранного суда. В иске, еще не принятом к рассмотрению, владелец «Норебо» настаивает на том, что корпоративные споры в отношении российских юридических лиц относятся к исключительной компетенции отечественных арбитражных судов, и просит отказать в признании решения лондонского суда.

Эксперты сразу отметили, что это очень рискованный шаг для российского бизнесмена, который может привести не только к потере западных активов, но и признанию Орлова мошенником английским судом с последующим уголовным преследованием по линии Интерпола. Как отмечают юристы, в российском законодательстве действительно есть норма, позволяющая запретить исполнение решения иностранного суда, если оно не подлежит исполнению на территории РФ, и вполне вероятно, что у Орлова получится перевести разбирательство в Мурманск. Но, по мнению юристов, это очень опрометчивый шаг, который, пусть и может дать краткосрочную выгоду, приведет Орлова к очень неприятным долгосрочным последствиям в Англии.

Как полагает сторона Тугушева, теперь становится очевидным, что риски в этом деле для Орлова и его окружения есть не только в Англии, но и в России. В конечном счете, создание преступного сообщества в сегодняшних реалиях — очень серьезное обвинение, полагают юристы бизнесмена.