Posted 4 июня 2019,, 14:45

Published 4 июня 2019,, 14:45

Modified 31 января, 22:58

Updated 31 января, 22:58

Комитет по защите прав потребителей ответил на претензии автоконцернов к работе краснодарских судов

4 июня 2019, 14:45
Председатель правления комитета по защите прав потребителей и предпринимателей Краснодарского края Александр Бережной прокомментировал разразившийся на днях «автомобильный» скандал. Ранее, напомним, мировые автоконцерны Mercedes-Benz, Hyundai, Kia и Land Rover пожаловались на районные суды Краснодара, обвинив их в неправосудных решениях. Компании, в частности, были возмущены тем, что кубанские судьи якобы присуждают повышенные компенсации потребителям, чьи автомобили после покупки начинают ломаться. Соответствующие жалобы были направлены генпрокурору Юрию Чайке, в ФСБ, Совет по противодействию коррупции при президенте, Высшую квалификационную коллегию судей.
«Классическая история: человек приобрел в автосалоне новенькую иномарку, — рассказал Александр Бережной в интервью „Газете.Ru“, — которая начинает ломаться. Машина на гарантии, поэтому водитель обращается в сервисный центр. В нашей практике нередки случаи с десятью гарантийными ремонтами за несколько месяцев, была ситуация с 19 ремонтами, а один Jaguar Land Rover за примерно полтора года эксплуатации ремонтировался 30 раз. Повторюсь, не по вине автовладельцев или после ДТП, а исключительно из-за заводского брака».
Когда уставший от бесконечного ремонта автовладелец обращается в комитет по защите прав потребителей и предпринимателей Краснодарского края, то представителям мировых автоконцернов направляется претензия с предложением или вернуть деньги или обменять неисправный автомобиль на новый. Как правило, концерны отвечают на это отказом, тогда готовится иск в суд, продолжает в интервью правозащитник. При этом, обращает внимание Бережной, любой процесс по делам о защите прав потребителей с участием компаний-производителей и импортеров автомобилей длительный и может занять минимум шесть месяцев, а зачастую целый год или даже полтора. Причем в большинстве случаев затягивается исключительно ответчиком, то есть самими автоконцернами, подчеркнул собеседник издания.
Что касается претензий автоконцернов относительно того, что суды взыскивают трехкратную стоимость автомобиля, то, как пояснил Бережной, после обращения в суд назначается экспертиза, которая должна подтвердить или опровергнуть наличие недостатков, указанных в заявлении истца. При этом, добавляет он, бывает, что ответчик ходатайствует о назначении повторной или третьей экспертизы, которые оплачивает купивший некачественный автомобиль потребитель.
«Вот и выходит, что при минимальной стоимости машины в 500 тысяч к окончанию суда он расходует еще 200-300 тысяч. Которые в случае победы вторая сторона обязана компенсировать. Далее — по закону положена неустойка в размере 1% в день от изначальной суммы. Если процесс идет полтора года, можете сами посчитать, насколько она вырастает. Как правило, судья снижает неустойку до порядка 200-300 тысяч. Итого — 500 тысяч стоил автомобиль, 300 тысяч — компенсация понесенных расходов, 300 тысяч — неустойка. Вместе 1,1 млн рублей, — приводит расчет цифры Александр Бережной. — Еще есть предусмотренный ст. 13 ФЗ „Закона о защите прав потребителей“ обязательный штраф, который является неизменным и составляет 50% от присужденной суммы».
Так в совокупности и получается сумма, в три раза превышающая изначальную стоимость автомобиля, отметил правозащитник.
«Газета.Ru» также приводит статистику судов Краснодара, свидетельствующую о том, что о тотальном засуживании автоконцернов речи нет. В 2017 году из 24 исков о защите прав потребителей с участием заводов-изготовителей автомобилей удовлетворены 16, при этом в апелляции по двум делам заключено мировое соглашение. В 2018 году подано 42 иска, удовлетворены — 25, апелляция изменила и отменила шесть решений районных судов. В этом году поступило 20 исков, в настоящее время рассмотрены пять, из которых четыре удовлетворены. В некоторых случаях автоконцерны дошли до Верховного суда России, подтвердившего законность судов Краснодара в решениях по защите прав потребителей и взыскании крупных сумм за неисправные иномарки.