Posted 30 августа 2019,, 14:45

Published 30 августа 2019,, 14:45

Modified 30 марта, 16:05

Updated 30 марта, 16:05

Участники форума «Город образования» обсудили главные факторы успеха школы

30 августа 2019, 14:45

Организационная культура является решающей группой факторов, влияющей на качество образования школы. К такому выводу пришли участники форума «Город образования» в ходе презентации результатов факторного анализа качества регионального образования, пилотный проект которого корпорация «Российский учебник» провела совместно с Высшей школой экономики в Калининградской области.

Данный проект направлен на внедрение эффективной системы управления качеством школьного образования, которая позволила бы повысить качество принимаемых управленческих решений за счет более эффективного анализа объективных показателей.

В дискуссии приняли участие директор центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский, ректор Калининградского областного института развития образования Лилия Зорькина, генеральный директор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин, директор Центра социально-экономического развития школы, доцент Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий и профессор практики Московской школы управления «Сколково», эксперт Сколковского центра развития образования Павел Лукша.

«Сегодня одна из основных проблем оценки качества образования состоит в том, что предметный подход не всегда может дать объективное понимание, почему одни школы становятся успешными, а другие — нет», — заявил вице-президент корпорации «Российский учебник» Андрей Галиев.

Авторы исследования выделили различные группы факторов, анализ которых позволяет объективно определить степень их влияния на качество образования в различных регионах. Указанный механизм использует в своей работе анализ больших данных, степень влияния которых на образовательные результаты определяется математической статистикой в каждом отдельно взятом регионе.

«Наша методика позволяет выделить сегменты, на которых необходимо сосредоточиться; практики, которые можно было бы внедрять, и факторы, которые действительно влияют на качество образования. И здесь нас ждали довольно серьезные сюрпризы. Самое большое влияние на качество образования оказывает группа факторов, которые мы относим к организационной культуре школы: каким образом взаимодействуют педагоги друг с другом, с учениками, с руководством школы, как выстроены процессы, какие традиции существуют в школе, и так далее», — отметил Александр Брычкин.

«Фокус наших исследований последних лет сосредоточен на том, как образовательные результаты влияют на условия работы школы, социальный контекст, условия в семье. Эта тема сейчас очень актуальна во всем мире и напрямую связана с темой образовательного неравенства. Если мы не понимаем, как эти факторы влияют на учебные результаты, мы их игнорируем и таким образом создаем образовательные неравенства: когда одни дети получают более качественное образование, чем другие. — Рассказал директор Центра школьного и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий. — В этом проекте нам удалось проверить и углубить наше представление о том, как социальный контекст влияет на образовательные результаты. В том числе удалось еще раз подтвердить наличие феномена резильентной школы. Такой школы, которая в сложных условиях, работая со сложным контингентом, демонстрирует более высокое качество образования, не нуждается в особом внимании, трансляции опыта».

По мнению директора проекта Global EducationFutures, профессора практики московской школы управления «Сколково» Павла Лукши, факторный анализ, проведенный впервые в регионе, может серьезно повлиять на российское образование, если будет учитывать подготовку детей к будущему — как предсказуемому, так и не полностью предсказуемому. «Мы должны заложить компонент: насколько школы готовят к будущему, которое уже понятно, в частности, темы навыков будущего, но есть еще важный вопрос — будущее, которое невозможно предсказать», — сказал Павел Лукша.

«В результате обсуждения факторного анализа качества образования, проведенного в Калининградской области, были расставлены акценты, что качество образования следует рассматривать шире, чем академические результаты обучающихся. Также пришли к выводу, что данное исследование позволяет реализовывать в регионе доказательную образовательную политику, были высказаны интересные идеи по возможному расширению подобного исследования в части готовности образования к будущему», — подвела итог ректор ГАУ Калининградской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования», заместитель председателя регионального отделения Общероссийского народного фронта Калининградской области Лилия Зорькина.