Posted 12 октября 2019,, 19:40

Published 12 октября 2019,, 19:40

Modified 31 января, 23:58

Updated 31 января, 23:58

«Кто тут особенный?»

12 октября 2019, 19:40
Срыв учителя ОБЖ под Тюменью неожиданно поднял наболевшие вопросы — люди разделились на тех, кто «за порку», и тех, кто против всякого насилия над детьми.

Что случилось в Боровском

Учитель Основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в школе поселка Боровский под Тюменью во время урока наорал матом на девятиклассников. Он хватал детей за руки, спрашивая, кто из них «особенный», и нецензурно угрожал им побоями. Ученики засняли инцидент на видео и выложили в интернет.

Руководство школы и управление образования среагировали молниеносно: учитель был уволен по статье с запретом работать в системе просвещения.

Однако дальнейшие события приняли неожиданный оборот. У уволенного педагога нашлись как критики, так и защитники.

Защита со стороны учеников и родителей.

Среди активных сторонников преподавателя ОБЖ оказались учащиеся других классов и их родители. В соцсетях была создана группа с требованием вернуть учителя на работу. В петиции в его защиту было заявлено, что «большая часть учеников и их родителей» относится к нему «с уважением, считая его достойным преподавателем и наставником», а причиной нервного срыва, вылившегося в агрессию, стало «грубое и вызывающее поведение учеников».

Школьники даже провели флэшмоб: собравшись во дворе школы, прокричали слова поддержки ОБЖисту.

Позиция коллег

Реакция педагогов на инцидент оказалась различной. Учителя и руководство школы, где работал провинившийся преподаватель ОБЖ, поддержали решение об увольнении. «Нас интересует репутация этой школы», — откровенно высказалась начальник управления образования Тюменского района Ольга Буторина на встрече с родителями.

Примечательно, что в защиту коллеги выступили лишь те педагоги, которые находятся далеко от места происшествия. Так, призыв поддержать преподавателя ОБЖ написала пермская учительница Алена Печур. «Педагоги привыкли молчать. Привыкли бояться общественного мнения. Привыкли быть обслугой, которой легко заткнуть рот в любой момент», — отметила она.

Набеги провокаторов

Самой деструктивной силой в этой истории выступили комментаторы со стороны. Набежавшие в группу пользователи интернета не стали разбираться в конкретной ситуации, а принялись пропагандировать свои личные «социально-философские» воззрения. Тут же выделились «радикалы» с двух сторон. Одни поливают грязью школьников, заступившихся за преподавателя. Другие винят во всем учеников класса, якобы спровоцировавших педагога.

«Я тоже мама. Узнала бы, что в школе есть такой учитель, близко бы туда не подходила. Он же неадекватный, по видео видно. А если бы еще и руку поднял — на куски бы порвала. Своих детей пусть хоть ногами испинывает, если для него это воспитание. Не знает своих профессиональных обязанностей — пускай катится подальше не только от детей, но и вообще от общества», — заявила одна из «гостей» группы.

Другие, наоборот, — одобрили физическое воздействие на детей, приводя в пример порки в России XIX века или других странах. «Примерно в половине штатов США разрешены физические наказания в школах при условии согласия родителей», — заметил один из таких комментаторов. Почему надо брать пример с России XIX, а не XX века, и с южных штатов США, а не северных, где телесные наказания запрещены, непонятно.

О том, что «полемика» в группе выходит за рамки, заметили уже и создатели группы, жители Боровского. «Кажется, приходит время закрывать „стену“. У каждого есть свое мнение, кто-то выражает его спокойно и адекватно, кто-то с пеной у рта…», — написала одна из родительниц.

Что думают психологи

Эксперты считают, что такие конфликты становятся неизбежными в нынешней образовательной системе, где отношения учителя и ученика заходят в «патовую» ситуацию, а начальству важны только отчеты перед «вышестоящими интанциями».

«Сейчас, когда учителя часто заняты „бюрократией“, какими-то никчемным неактуальными заданиями, идущими от руководства, написанием отчетов, им не хватает времени, чтобы заниматься воспитанием учеников», — полагает доцент института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин. Впрочем, в искренность детей, защищающих учителя, ему поверить трудно. «Возможно, учеников „сориентировали“ — вряд ли они сами разобрались в ситуации. Хотя, не исключено, что этот преподаватель действительно имел большой авторитет», — сказал эксперт.

«Конечно, со стороны учителя было недопустимое для педагога поведение, — считает психолог, кандидат педагогических наук, доцент института педагогики СПбГУ Ирина Писаренко. — Но если у него просто произошел срыв, то надо рассматривать это в контексте всей его деятельности. Каждый имеет право на ошибку, и если родители встали на защиту учителя, значит у него есть какие-то свойства, которые важны для них. Надо прислушиваться к мнению и детей, и родителей, если для них этот учитель представляет большую ценность, чем другой, который, может, и соблюдает этические нормы».

«Сейчас много проблем в школьном образовании, связанных с кадровым дефицитом, с дефицитом людей, которые действительно могут чему-то научить детей. И не все могут идти в ногу со временем», — отметила Писаренко.

Она полагает, что образовательное учреждение могло избрать иную форму взыскания для несдержавшегося педагога, и не обязательно это должно было быть увольнением. «Учитель, конечно, должен понести какое-то наказание. Вопрос еще и в том, насколько он сам считает произошедшее случайностью или, наоборот, правильным поведением. Если учитель считает, что поступил правильно и в будущем еще будет использовать такие методы, то вряд ли ему надо работать в школе. А если это была вспышка, случайность, срыв… Мы все люди. Наверно, стоит сделать выводы и работать дальше. А руководству школы нужно послать учителя на курсы повышения квалификации — по управлению гневом, по соблюдению этики, ну, или какому-то другому вектору своего развития», — считает психолог.

Что дальше?

Притчей во языцех стали рассказы о том, что современные учителя не имеют авторитета у школьников и родителей, что у них низкий статус и нет рычагов воздействия на расшалившихся подростков, что непослушного ученика нельзя даже выгнать из класса и т. п. Но одновременно в соцсетях, являющихся отражением общественных настроений, поднимается альтернативная волна: с призывами «пороть детей, как в гимназиях», не рассматривать подростков как полноценных людей и т. д. Общественные настроения представляют собой «качели». Сегодня — «анархия», а завтра обыватель начнет требовать жесткой диктатуры. Неслучайно некоторые комментаторы уже постят видео с белорусским президентом Александром Лукашенко, грозящим «голову отвернуть щенку». Явно не понимая, что таким «щенком» — при определенных обстоятельствах — могут стать и они сами, и их дети.

Уволить одного провинившегося учителя, конечно, можно. Но кто уволит чиновников управлений образования и министерства просвещения, которые устраивают народу такие «качели»?

Дмитрий Ремизов