Главные новости
В России - все новости
14 октября 2019, 09:50
782

Судья КС объяснил, кому на самом деле нужен «улучшайзинг» высшего образования

© Фото Маргариты Антипичевой, ИА «Росбалт»

Высшее образование в современной России неэффективно, не получает адекватного финансирования и нацелено не на получение молодежью знаний, а на бесконечные «отчеты» преподавателей перед вышестоящими службами.

Об этом говорится в особом мнении судьи Конституционного суда (КС) Константина Арановского к решению по жалобе на отказ в статусе безработного, пишет «Коммерсант». Судья подчеркивает, что продолжающееся уже около 30-ти лет «улучшение» высшего образования в стране приводит к спорным результатам. «Доверия дипломам не прибавилось, нет причин полагаться впредь на министерские решения, инициативу ректоратов и на энтузиазм активистов», — указывает Арановский. К примеру, пишет судья, внедрение болонской системы не отразилось в лучшую сторону ни на качестве высшего образования, ни в плане признания отечественных дипломов за границей. Средства же, пущенные на бесконечные «улучшения», можно было бы с гораздо большей пользой  потратить на благо науки и на достойную оплату вузовских преподавателей, подчеркивает Арановский.

Он подчеркивает, что нынешние зарплаты педагогов вузов нельзя назвать достойными, прибавку получают только те, кто берет на себя административные функции. Часто преподавателю приплачивают «за хорошую статистику», «отчетность» и «рейтинги с графиками», словом, за все то, «что дорого службам ректората и ведомства». В итоге педагоги тратят время не на обучение студентов, а на совершенствование своих бюрократических навыков в написании разнообразных заявок и отчетов, а также на их «правильное» размещение. Все это, заключает судья, нужно «не студентам и педагогам, а службам, чтобы те хорошо себя чувствовали и оставались при важном деле на выгодных позициях».

Сложившаяся ситуация, говорится в особом мнении, угнетает и науку, и вузовское преподавание, и академическую свободу. При этом, пишет Арановский, автономия университетов «оправдала себя исторически в общеевропейской университетской традиции», а ограничение этой свободы со стороны власти допустимо «лишь в конституционно значимых целях».

Вице-президент Российской Академии наук (РАН) Алексей Хохлов выразил согласие с мнением Арановского. Он добавил, что качество знаний у российских студентов постоянно снижается, а дипломы уже не дают уверенности, что выпускник вуза получил необходимую для работы квалификацию. Однако он выступил против идеи судьи и большей автономии вузов. По словам Хохлова, в вузах нужно, наоборот, усилить внешний контроль, но не со стороны чиновников, а со стороны «внешних профессионалов», включая работодателей, и увязать с ним финансирование.

Сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», кандидат технических наук Ванда Тиллес также согласилась с особым мнением Арановского. Она подчеркнула, что в оценке болонской системы и качества нынешнего российского высшего образования с Арановским согласен и профессорско-преподавательский состав вузов. Тиллес добавила, что в высшем образовании устанавливается жесткая властная вертикаль, в том числе за счет назначения ректоров министерством, а любые попытки проявить независимость в этих вопросах заканчиваются давлением на сотрудников.

Лучшее за неделю