Posted 22 октября 2019,, 08:43

Published 22 октября 2019,, 08:43

Modified 1 февраля, 00:03

Updated 1 февраля, 00:03

«Заначка» важнее развития

22 октября 2019, 08:43
Судя по новому проекту бюджета, российская экономика продолжит стагнировать, а власти всерьез начинают готовиться к «черным дням».

Госдума обсудит в среду в первом чтении проект федерального бюджета на 2020—2022 годы. Предстоящие три года будут явно не простыми — уже на следующий год эксперты прогнозируют наступление очередного мирового экономического кризиса, который вряд ли обойдет стороной и Россию, а в 2021 году пройдут выборы в Госдуму. Это значит, что властям придется хоть насколько увеличить социальные расходы, дабы задобрить избирателей. Или, как минимум, постараться их лишний раз не раздражать.

В погоне за голосами парламентские партии уже сейчас стали повышать градус критики в адрес правительства и разработанного им проекта бюджета. В стороне не осталась даже «Единая Россия», которая все так же послушно голосует за любые правительственные инициативы, но периодически, что называется, «показывает зубы».

Вот и сейчас единороссы с подачи главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова усомнились в реальности некоторых социально-экономических показателей, заложенных в «трехлетку». В частности, по прогнозу инфляции, которая, как следует из проекта бюджета, должна составить в 2020 году 3%, в то время как Центробанк говорит о 4%. Между тем, от величины этой цифры зависит не только размер индексации пенсий и пособий, но и вопросы, связанные с доходами населения.

Претензии к бюджетному планированию традиционно есть и у «Справедливой России». «Эсеры» утверждают, что правительство снова занизило расчетную цену на нефть, которая, по его прогнозам, не превысит в следующем году 57 долларов за баррель. Это означает, что Минфин продолжит набивать «кубышку» Фонда национального благосостояния (ФНБ). При этом до сих пор не решен вопрос, куда потратят 1,5-2 трлн рублей, которые изымут из этого фонда в 2020 году в соответствие с «бюджетным правилом».

Напомним, согласно этому правилу, средства ФНБ могут направляться на развитие социально-экономической сферы, только если их объем превысит 7% ВВП. Однако ранее в Минфине дали понять, что готовы инвестировать внутри страны только 15-20% от вышеназванной суммы.

Такая политика особо раздражает депутатов из КПРФ, которые недовольны тем, что правительство в очередной раз подсунуло им «не бюджет развития, а жесткой экономии, накопления денежных запасов и ожидания «черного дня». Коммунисты убеждены, что с таким составом правительства российская экономика продолжит и дальше стоять на месте и ее не удастся вывести не то что в «пятерку» ведущих экономик мира, как велел президент, но разогнать хотя бы до темпов на уровне среднемировых. Нужны решительные шаги, но в правительстве их просто некому делать, говорят в КПРФ.

Правительственные прогнозы жестко раскритиковали и в Счетной палате. Ее глава Алексей Кудрин убежден, что российская экономика вырастет в 2021 году максимум на 2%, в то время как в правительстве обозначили планку в 3,1%. Как выяснилось, в своих расчетах чиновники исходили из ожидания «бурного роста» инвестиций.

В ходе дискуссии по проекту бюджета депутаты озвучат вопросы не только по макроэкономическим показателям бюджета, но и его расходной части. В Госдуме рассказали, что в целом расходы на социальную сферу в ближайшие три года даже несколько возрастут, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что государство по-прежнему готово инвестировать в человеческий капитал по остаточному принципу. Гораздо важнее для правительства бюджетный профицит, хотя и он сократится к концу 2022 года до 0,2%, после чего в случае падения цен на нефть и продолжающейся экономической стагнации чиновникам снова придется задуматься о сведении концов с концами.

Елена Земскова