Posted 22 ноября 2019,, 15:12

Published 22 ноября 2019,, 15:12

Modified 1 февраля, 00:19

Updated 1 февраля, 00:19

Анатомия слухов: репрессивный пакет доставлен

22 ноября 2019, 15:12
Кремль выполняет четкий план — устранить любые возможные неожиданности на выборах 2021 и 2024 годов.

«Правящая партия» или «партия власти» — как только ни называют единороссов. В реальности же они выступают чаще всего как просто машина для голосований в Госдуме и региональных парламентах, рычагами которой управляют в президентской и местных губернаторских администрациях.

Однако после того как Кремль твердо решил, что «Единая Россия» останется главным представителем российской власти на предстоящих в 2021 году выборах в Госдуму, вокруг этой партии и внутри нее начались вполне реальные дискуссии.

Что делать с «медведями»?

Накануне съезда бывший советник спикера Госдумы Вячеслава Володина, директор Института развития парламентаризма Алексей Чадаев, вместе со Всероссийским центром изучения общественного мнения презентовал исследование, посвященное отношению россиян к «партии власти». Документ сразу был раскритикован частью экспертного сообщества за неконкретность и тенденциозность. Например, за то, что респонденты ВЦИОМ, отвечая на одни и те же вопросы социологов, явно вкладывали совершенно разные значение в словосочетание «партия власти».

Впрочем, судя по комментариям авторов документа, их это не взволновало. Свой доклад они готовили, как ходят слухи, по прямому заказу президентской администрации — с целью показать, что «Единая Россия» практически не имеет альтернативы, потому что именно такую партию большинство россиян хотят видеть в Госдуме. Разумеется, с оговорками, что она должна быть менее бюрократичной, более эффективной и т. д. То есть, говоря советским казенным языком, надо «избавиться от отдельных недостатков».

Это, фактически, обоснование того курса, который администрация президента и выбрала осенью 2019 года в качестве центрального для подготовки к выборам 2021 года. До этого, однако, эксперты говорили, что у Кремля просто нет выбора. «Прятать» единороссов от избирателей под личиной одномандатников-самовыдвиженцев не получается, заменить ЕР на новую партию власти — просто не успевают. Превратить «Единую Россию» в обычную партию, сделав ставку на союз нескольких подконтрольных Кремлю сил, тоже не получается. Теперь же это вынужденное решение преподнесено как успех. Россияне хотят именно «Единую Россию», и партия должна соответствовать их ожиданиям.

Чтобы на выборах случайно не вышло накладок, власти уже сейчас включили административный ресурс и обязали всех губернаторов-единороссов лично возглавить партийные отделения. Отсидеться под кустом не получится ни у кого — каждый должен пожертвовать частью своей репутации, чтобы обеспечить уверенную победу «Единой России».

Коалиция иностранных агентов

В то же время, в Госдуме единороссы продолжают перевыполнять кремлевский план по закручиванию законодательных гаек. Так называемый «закон Яндекса» его автор отозвал «для правки», после того как крупнейший российский интернет-холдинг сам предложил государству способ установления над ним контроля. Но в запасе у депутатов оставалось немало других репрессивных идей.

За одно заседание 21 ноября они приняли в третьем чтении сразу четыре из них. Во-первых, ввели многомиллионные штрафы за отказ операторов разных коммуникационных интернет-систем, вроде WhatsApp или Telegram, от передачи ФСБ ключей шифрования переписки пользователей. Попутно установив и штраф за отказ от переноса в Россию баз данных пользователей.

Кроме того, адвокатам, ранее лишенным статуса по «неблаговидным причинам», запретили выступать представителями в судах, что отдельные «системные оппозиционеры» в Госдуме смело назвали «запретом на профессию». Попутно Дума обязала всех ритейлеров устанавливать перед продажей на телефоны «российское программное обеспечение», тем самым дополняя контроль над коммуникациями граждан.

Наконец, в третьем чтении были приняты и поправки в закон «О СМИ», которые вводят в России понятие иностранного-агента — физического лица, а также СМИ-иноагенты обязывают создать в течение месяца специальное юрлицо в России, которое и будет отвечать за их вещание, даже если речь идет об иностранных медиа.

Ходят слухи, что все эти законопроекты курировала администрация президента, которая старательно и четко контролировала ил принятие. Это новый «репрессивный пакет», наподобие «пакета Яровой», который должен все к тем же выборам 2021 года и следующим за ними президентским выборам 2024 года, решить проблему установления полного контроля Кремля над информационным пространством в России. В рамках плана по минимизации возможностей политической оппозиции и разгрому гражданских организаций и НКО, вокруг которых могли бы объединиться протестно настроенные граждане.

Ну а за оставшееся до выборов время гражданам должны объяснить, что партия, которую они хотят выбрать — это «Единая Россия», так что не надо больше ничего искать, альтернатив все равно нет.

Иван Преображенский