Posted 20 января 2020,, 16:51

Published 20 января 2020,, 16:51

Modified 30 марта, 15:06

Updated 30 марта, 15:06

Эксперт: Поправки в Конституцию усиливают президента, но не говорят, куда уйдет Путин

20 января 2020, 16:51

Поправки в Конституцию несущественно расширяют права парламента, зато усиливают власть президента, считает член совета Конфедерации труда России, доцент Павел Кудюкин. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», документы не раскрывают полностью проектов будущего Российской Федерации, а ставят новые вопросы.

«Формально — и многие на это надеются — произошла некоторая подвижка в сторону увеличения полномочий Федерального Собрания в формировании правительства. Но вот удачно сформулировал один очень известный политконсультант, что Федеральному Собранию брошена даже не кость, а тень кости, поскольку увеличение полномочий — достаточно фиктивное. Госдума утверждает председателя правительства, но при этом его кандидатура все равно вносится президентом, так же, как и кандидатуры министров, кроме силовых, которые даже не утверждаются, а всего-навсего проводятся консультации с Советом Федерации. Остается нынешняя структура правительства, которое состоит из двух половин — условно говоря, „гражданской“ и „силовой“, куда, в том числе, входят МИД, Минюст и управделами президента», — объяснил Павел Кудюкин.

Эксперт заметил, что важное место в поправках занимает Госсовет. «Есть целый ряд вопросов, который просто поправками не решен, а отнесен на дальнейшее принятие законов. Скажем, полномочия Госсовета. Он предусмотрен в Конституции, но чем и как он будет заниматься — это отнесено на будущий закон, проект которого нам пока еще не показали. Поскольку прописано, что он как бы координирует все госорганы, ветви власти, он в какой-то мере дополняет соответствующие полномочия президента. Это мне сильно напоминает конструкцию, которая более двух веков назад была предложена Михаилом Сперанским в его конституционном проекте, где над тремя ветвями власти возвышалась державная власть государя-императора, при котором был госсовет, призванный как раз координировать деятельность всех ветвей власти. То, что было достаточно прогрессивным для начала XIX века, наверно, выглядит достаточно архаичным для начала XXI века», — сказал Кудюкин.

Эксперт констатировал, что поправки не рассказывают о том месте, которое займет Владимир Путин. «Не понятна для меня логика, что, в сущности увеличиваются полномочия президента, в том числе и в отношении судебной власти, которая при этом становится более зависимой. Исходя из того, Владимир Путин не будет выдвигаться на очередной срок, а в ином формате сохранит власть, тогда возникают вопросы. Может возникнуть конфликт. Непонятно, где Путин видит себя после 2024 года. То ли главой Госсовета, то главой Совета безопасности, то ли еще кем-то, непредусмотренным поправками в Конституции. Тут вопрос остается открытым, хотя очевидно, что вряд ли он от реальной власти откажется. Ну, если жив, конечно будет», пояснил Павел Кудюкин.

Эксперт также отметил, что поправки, по сути дела, оформляют ликвидацию местного самоуправления, вводя их в единую систему публичной власти.