Posted 19 февраля 2020,, 12:35

Published 19 февраля 2020,, 12:35

Modified 1 февраля, 00:57

Updated 1 февраля, 00:57

За население заплатят корпорации

19 февраля 2020, 12:35
Пока доходы россиян не вырастут, отказаться от перекрестного субсидирования тарифов для населения со стороны предприятий не удастся, но можно снизить нагрузку на малый и средний бизнес.

Минэнерго предлагает дать шанс на выживание малым и средним предприятиям и справедливо перераспределить социальную нагрузку между бизнесом и корпорациями.

Перекрестное финансирование ввели в 1990-е годы, чтобы облегчить бремя для населения. Суть механизма проста: часть электроэнергии, которую потребляют граждане и соцобъекты, оплачивают предприятия и бизнес. Таким образом поставщик ресурсов компенсирует свои убытки за счет реализации энергии промышленности и предпринимателям. По разным данным, речь может идти о сумме больше 300 млрд рублей в год. Но социальная нагрузка сегодня распределена неравномерно. Последние годы малый и средний бизнес, получающие энергию низкого и среднего напряжения из распределительных сетей, платят больше, чем крупные корпорации, которые питаются энергией высокого напряжения напрямую из магистральных сетей. Из-за тарифного перекоса основной груз перекрестного субсидирования лег на небольшие предприятия. Чтобы справедливо перераспределить нагрузку, в 2019 году в Минэнерго предложили реформировать систему и дифференцировать тарифы на услуги Федеральной сетевой компании (Россети). Речь о том, чтобы со следующего года поднять тариф на передачу энергии по магистральным сетям и снизить его на потребление через распределительные сети.

Как рассказала директор департамента по связям с органами власти Ассоциации НП ТСО Наталья Готова, проблема перекоса перекрестного субсидирования не решается уже восемь лет. «В результате крупный бизнес получает преференции по сравнению с мелким и средним. Такая ситуация сохраняется с 2012 года, с тех самых пор, как была отменена „последняя миля“. По сути, предложение Минэнерго заключается в том, чтобы перераспределить нагрузку по „перекрестке“ на более справедливых условиях», — отметила эксперт.

По ее словам, суть перекрестного финансирования заключается в том, что бизнес платит за потребление энергии чуть больше, чтобы население платило чуть меньше, а сетевые компании при этом не страдали.

Возможно, в будущем цифровизация позволит снизить затраты на производство электроэнергии, и тогда проблема с перекрестным субсидированием решится сама собой. Но пока говорить об этом преждевременно. Переложить субсидирование тарифов для населения на государственный бюджет, а такие предложения в ходе обсуждения тоже звучали, означало бы, что для этого придется искать новые источники финансирования. Такой путь чреват очередным повышением налогов, и правительство сейчас вряд ли на это пойдет. Иначе — какой тогда смысл в субсидировании тарифов? Значит, до тех пор, пока доходы россиян не вырастут, и они не смогут справляться с этим бременем самостоятельно, система перекрестного субсидирования вряд ли исчезнет. Однако малый и средний бизнес уже тоже не могут тянуть такую нагрузку.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин тоже поддержал предложение Минэнерго. «Сейчас тариф для потребителей, которые подключены к подстанциям сверхвысокого напряжения ФСК, очень низкий. Соответственно — они получают самый высокий экономический эффект. Это металлургические заводы, химические компании, нефтяники — самые крупные потребители страны. Идея Минэнерго заключается в том, чтобы перераспределить нагрузку, и для тех потребителей, которые сидят на более низком напряжении — это средний и малый бизнес, сделать более льготные условия по тарифам, при этом дополнительно повысив тариф для потребителей энергии сверхвысокого напряжения. То есть это некая социальная, я бы сказал, инициатива. Понятно, что против выступают крупные российские компании, у которых есть возможность зайти в любые кабинеты, что они, собственно, и делают», — отметил Пикин.

Конечно, крупный бизнес и сейчас несет определенную нагрузку по перекрестному субсидированию, заметил эксперт. Однако вряд ли кто-нибудь станет спорить с тем, что у корпораций все-таки другие шансы на выживание по сравнению с мелким и средним бизнесом. «Как правило, крупные предприятия ориентированы на экспорт, у них есть доступ к госфинансированию, а также куда больше ресурсов, чтобы лоббировать свои интересы по сравнению с тем же средним бизнесом. О малом вообще говорить не приходится. Лоббисты крупных потребителей предлагают ничего не делать, оставить все как есть. Но мы же хотим, чтобы в стране развивался не только крупный, но средний и малый бизнес. Не зря в последние несколько лет политика государства именно в эту сторону направлена. Что касается крупного бизнеса, у них и так государственных льгот (в том числе — по налогам) предостаточно», — считает Пикин.

Никаких рисков для населения предложение Минэнерго не несет, заметил эксперт. «Тарифы для граждан индексируются на уровне инфляции. Перераспределение нагрузки по перекрестному субсидированию на них не повлияет», — подчеркнул он.

Не угрожает это и крупным корпорациям, заверили в ФСК. «Доля сетевой составляющей в цене на электрическую энергию у потребителей магистральных сетей не превышает 13%. К примеру, у металлургических предприятий доля непосредственно услуг ФСК в себестоимости продукции занимает всего 4%, в то время как доля электроэнергии выше — 25-30%. Таким образом, конкурентные преимущества крупных потребителей сохраняются. Линейной зависимости роста сетевой составляющей конечного тарифа и ухудшения экономических показателей нет», — заверили в Россетях. В пресс-службе компании подчеркнули, что в условиях рыночных отношений конечная цена зависит от величины спроса, а не от структуры себестоимости продукции.

Вице-премьер Юрий Борисов поручил создать межведомственную рабочую группу, которая займется вопросом дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании.

Но даже после того, как предложение Минэнерго примут, тариф для промышленников, подключенных напрямую к сетям ФСК, в 2024 году окажется на 20% ниже, чем он был в 2012 году, заметили в ФСК.

Сегодня, когда больше 20 миллионов российских семей, чей ежемесячный доход не превышает прожиточного минимума, живут за чертой бедности, раз и навсегда закрыть вопрос перекрестного финансирования не удастся. Но можно временно перераспределить нагрузку и помочь малому и среднему бизнесу. К 2024 году, согласно поручению президента, уровень бедности в стране должен сократиться вдвое. Возможно, тогда можно будет говорить о снижении «перекрестки» естественным путем.

Галина Марченко