Posted 28 февраля 2020,, 09:00

Published 28 февраля 2020,, 09:00

Modified 1 февраля, 01:01

Updated 1 февраля, 01:01

Анатомия слухов: Россия больше не «Единая»?

28 февраля 2020, 09:00
Похоже, парламентские выборы, вслед за президентскими, теперь будут так называемого плебисцитарного типа, как в Советском Союзе.

Голосование по «пакетным поправкам» в Конституцию проведут 22 апреля. К этому времени Кремль сформулирует новый текст Основного закона. В действие одобренные изменения вступят сразу же — на этом настаивает Владимир Путин. Это значит (о чем, впрочем, ранее ходили слухи), что уже в сентябре в Единый день голосования можно будет проводить досрочные выборы в Госдуму по скорректированным законам.

Выходит, по новым правилам станут работать и нынешний парламент, и президент, которые эту реформу и проведут. Это противоречит традиционной юридической практике, когда правители сами для себя (на текущий срок полномочий) подобные изменения не вносят. Но в России и не такое бывает.

Раз выборы — значит пошли разговоры о том, что Кремль уже придумал, как под это дело переформатировать «Единую Россию». По версии Андрея Перцева из издания «Медуза», уволенный недавно с поста премьер-министра Дмитрий Медведев, которого Владимир Путин сослал своим заместителем в Совет безопасности, потеряет и партийный пост. После рокировки 2011—2012 годов глава правительства руководил формально и «Единой Россией». Говорили, что это часть договора между Путиным и Медведевым, на основании которого последний отказался от претензий на второй президентский срок. Теперь, возможно, это неформальное соглашение утратило силу.

Ходят слухи, что вместо Медведева партию возглавит некий триумвират. Возможно, это будут «лебедь, рак и щука»: бывший аграрный вице-премьер Алексей Гордеев, спикер Госдумы Вячеслав Володин и, например, бывший помощник президента Владислав Сурков. Последний никогда не был публичным политиком, но новая должность вовсе необязательно предполагает работу в этом амплуа.

После того, как отставку Суркова утвердил своим указом президент, его бывший помощник по Украине в благодарность рассказал, что, по его мнению, Путин может после изменения Конституции возглавлять страну еще два срока. Суркова тут же бросились нарочито театрально опровергать, но это не значит, что Кремль не может выбрать именно такой путь продления властных полномочий Владимира Путина.

Как бы то ни было, за такую демонстрацию лояльности Сурков может быть вознагражден. Как иногда говорят, «скамейка запасных» у президента очень короткая, и кадрами, которым он доверяет (хотя бы с оговорками), разбрасываться не приходится. Так что если не непосредственно в обновленную партию власти — то хотя бы просто одним из кураторов предстоящих выборов Суркова поставить вполне могут. Слухи такие есть — и весьма настойчивые. Хотя в качестве альтернативы всегда остаются должности вроде главы «Газпром-медиа» или заместителя Алины Кабаевой в медиа-холдинге братьев Ковальчуков.

Кстати, в рамках того же сомнительного слуха о ребрендинге «Единой России» ходят разговоры о слиянии ЕР и ОНФ с последующим переименованием, чтобы на выборы идти уже одной командой. Собственно, поэтому, возможно, и появилась версия про трех сопредседателей. Поэтому же говорят и о значительной роли в этом процессе Вячеслава Володина, фактического создателя Общероссийского народного фронта. Правда, спикер Госдумы сейчас почти потерял над своим детищем контроль.

Слух этот сомнителен, и его все опровергают. В «Единой России» даже демонстративно заявили о создании личной канцелярии лидера — Дмитрия Медведева, что фактически означает появление в партии второго аппарата, конкурирующего с основным, руководимым Андреем Турчаком.

Кстати, вне зависимости от того, будет ли Кремль реформировать «Единую Россию», подготовка к парламентским выборам уже перешла к стадии составления предвыборных списков. Не иначе как для этого Сергей Кириенко организовал политический конкурс «Лидеры России». Так что отбор «молодых перспективных политиков» из неформальных консультаций и кулуарного составления списков теперь превращается в публичный процесс. Но вот открытым назвать его все же вряд ли возможно — нет сомнений, что подковерная борьба за каждый депутатский мандат между разными группами влияния никуда не исчезнет.

Но уже на основании одного этого решения слухмейкеры делают вывод о том, что теперь и парламентские выборы, вслед за президентскими, будут так называемого плебисцитарного типа, как в Советском Союзе. И как бы формально ни выглядел процесс, сколько бы партий ни было в бюллетенях, реально избирателям останется выбор между «голосованием ногами», то есть бойкотом, или поддержкой нового издания «блока коммунистов и беспартийных» в том виде, в котором его нам преподнесут.

Иван Преображенский