Posted 28 февраля 2020,, 21:14

Published 28 февраля 2020,, 21:14

Modified 1 февраля, 01:01

Updated 1 февраля, 01:01

«Жалко, что мы не амурские тигры!»

28 февраля 2020, 21:14
Игорь Ротарь
Два народа в Крыму хотят, чтобы их признали коренными и малочисленными — суммарно их меньше тысячи.

Первый и второй крымские репортажи были посвящены общим впечатлениям, третий — крымским татарам, четвертый — водной блокаде и экологии. Сегодня расскажем о караимах, которых на полуострове всего около 500 человек, и крымчаках — их и вовсе вдвое с лишним меньше.

«Пять лет назад мы вернулись в Россию. О чем мечтали и чему очень радовались. Оказалось, за 23 года, что мы жили порознь, Россия очень изменилась. Она стала очень далека и от бывшего Союза, и от Украины. Закон в России — пустое место, — не скрывает своих эмоций караимский активист Вячеслав Лебедев, с которым мы пьем чай в его симферопольской квартире. — Здесь главный — чиновник, простой человек тут никто. Так, например, нас караимов, а также крымчаков подвергают дискриминации, а жаловаться куда-нибудь бесполезно. СМИ в российском Крыму существуют чисто номинально. Работают только по указке сверху либо за большие деньги. В СССР со свободой слова было гораздо лучше!»

Со Славой я познакомился еще середине 90-х прошлого века, когда работал в «Независимой газете», и нынешний караимский активист был нашим корреспондентом в Симферополе. Тогда Вячеслав поклялся не брить бороду до тех пор, пока Крым не присоединится к России. И вот — свершилось, но Вячеслав по-прежнему с бородой. Одна из причин, почему Слава не сдержал свое обещание — отказ России предоставить караимам и крымчакам статус коренного малочисленного народа.

Караимы и крымчаки — древнейшие обитатели Крыма, появились на полуострове задолго до крымских татар. Исповедующие иудаизм и говорящие на одном из тюркских языков крымчаки считаются одной из этнических групп евреев. С караимами все сложнее: религия этого тюркоязычного народа основана на Ветхом завете, но они не признают Талмуд, то есть они не «классические» иудеи.

Во время Второй мировой войны караимской общине удалось, ссылаясь на свой особый статус в Российской империи, частично убедить немцев в том, что они не являются евреями, что и спасло их от массового уничтожения. Так, например, знаменитый караимский адвокат Самуил Ходжаж разыскал в центральном симферопольском архиве документы о том, что караимы являются самостоятельным тюркским этносом. Оккупанты «поверили» Ходжажу и даже предложили стать мэром Евпатории, однако тот отказался, за что и был расстрелян. В общем, нацисты отложили вопрос о «расовой классификации» караимов на потом — как оказалось, навсегда. Однако и сегодня одни ученые считают караимов этнической группой евреев, а другие самостоятельным народом — потомками хазар.

Следы средневековой караимской культуры в Крыму очень заметны: это развалины древних городов, практически во всех них сохранились кенассы (караимские молитвенные дома) и караимские кладбища. Однозначно — караимы тут давно, так почему бы и не дать им и крымчакам статус коренных малочисленных народов? Однако и противников у этой инициативы предостаточно.

«Мы считаем, что для предоставления караимам и крымчакам статуса коренного малочисленного народа нет достаточных оснований. Согласно российскому законодательству, один из критериев для внесения народа в список коренных малочисленных — это ведение традиционного образа жизни и, прежде всего, традиционных видов хозяйствования… Почти все группы, которые уже есть в этом списке, это народы, фактически проживающие в экологически уязвимой среде, в сложных природных условиях, и ведущие традиционный образ жизни хотя бы частью своей численности, — говорит академик РАН Валерий Тишков. — Есть и второй аргумент. В сложившейся ситуации, когда в Крыму произошли серьезные политические перемены, делить население на коренных и не коренных не очень верно, потому что и крымские татары коренной народ Крыма, и русские, и украинцы, и болгары, и греки. Наша позиция состоит в том, что в отношении Крыма нужно сделать то же, что сделали в отношении Дагестана — позволить местным властям самим определять этот вопрос».

Лебедев с позицией ученого категорически не согласен: «Караимов в Крыму около 500 человек, крымчаков около 200. Без поддержки государства шансов выжить — у нас просто нет. Я хочу обратить внимание, что амурских тигров тоже около 500 особей, и для их поддержки создан фонд, нам же в праве на выживание отказывают. Но с тиграми выгоднее: им не надо деньги передавать — кто собирает, тот и тратит».

Кстати, о деньгах. У сторонников предоставления караимам и крымчакам особого статуса есть еще один весомый аргумент: средств на них уйдет немного, зато Кремль сможет пропиариться, продемонстрировав «гуманную национальную политику». Тем более критиков «российского шовинизма» в Крыму более чем достаточно. И в западной прессе, и отчетах правозащитников много пишут не только о дискриминации крымских татар, но и о притеснениях украинского населения полуострова, и статистика, вроде бы, это подтверждает. Так, до присоединения Крыма к России на украинском языке обучалось около 7% школьников, сейчас же, по оценкам ООН, их количество якобы уменьшилось в 50 раз!

Крымские власти объясняют это тем, что теперь сами родители не хотят, чтобы их дети получали образование на украинском (для создания класса необходима подача как минимум восьми заявлений) — мол, он уже просто не понадобится. В какой-то мере это так, но мне лично известны и случаи, когда украинские классы закрывали по звонку сверху. Как-то в симферопольском ресторане разговорился с официанткой — этнической украинкой. Во время «Крымской весны» она училась в симферопольской украинской гимназии, после присоединения к России преподавателей уволили, и девушке пришлось доучиваться на русском. «Было очень трудно», — говорит она.

Но главная проблема для крымских украинцев, конечно, не язык, а то — принял для себя конкретный человек присоединение к РФ полуострова или нет. То же самое можно сказать и о крымских татарах: их отношение к России определяет отнюдь не национальная политика Кремля, а то, на чьей они стороне в противостоянии Москвы и Киева. А вот с караимами и крымчаками все совсем по-другому. Оба эти народа практически единодушно поддержали присоединение полуострова к России, а вот «отказ в льготах» подпортил их отношение к новой власти.

Игорь Ротарь, Симферополь