Posted 4 марта 2020,, 15:53

Published 4 марта 2020,, 15:53

Modified 30 марта, 14:47

Updated 30 марта, 14:47

«Царский подарок» хорош лишь оберткой

4 марта 2020, 15:53
Триллионы рублей, которые Госдума согласилась потратить на социальные обещания Путина, вряд ли помогут серьезно снизить уровень бедности в России.

Депутаты Госдумы в среду единогласно поддержали в первом чтении изменения в федеральный бюджет на 2020—2022 годы, предусматривающие выделение средств на реализацию социальных поручений Владимира Путина, с которыми он выступил на послании парламенту в январе этого года.

Законопроектом предлагается увеличить расходную часть бюджета — в сумме более 1,5 трлн рублей в ближайшие три года. При этом дополнительные траты не образуют «дырки» в казне, которая сохранит профицит, хоть и небольшой — в размере 0,3% к ВВП к 2022 году. Общие же расходы бюджета на выполнение поручений из послания, с учетом заложенных ранее, оцениваются на период 2020—2022 годов в 4,57 трлн рублей, следует из документа.

Эти деньги направят на расширение программы материнского капитала (при рождении в семье первенцев); выплату детских пособий малоимущим семьям с детьми от трех до семи лет; организацию бесплатного горячего питания для учеников младших классов; модернизацию первичного звена здравоохранения; помощь наиболее бедным регионам страны и т. д.

Судя по выступлениям депутатов, граждане должны воспринимать эти меры, в общем-то, стандартные для любого государства, провозгласившего себя социальным, как царский подарок. А в ответ на проявленную социальную заботу пойти, например, и поддержать изменения в Конституцию 22 апреля. Потом сходить на выборы в Госдуму (возможно, раньше, чем в 2021 году) и на президентские — в 2024 году.

Неслучайно же, выполнение поручений Путина предлагается растянуть на целых три года. Это делается как раз для того, чтобы народ не съел всю «морковку» разом, а наслаждался ею по кусочку, смакуя процесс.

У думских фракций не нашлось ни одного критического замечания в адрес рассматриваемого законопроекта, что не помешало депутатам обсуждать этот пункт повестки дня почти два часа. Между тем, из подготовленного на этот документ заключения Счетной палаты следует, что предлагаемых инициатив может оказаться недостаточно для решения стратегической задачи по снижению уровня бедности в стране.

По уточненному прогнозу социально-экономического развития РФ, уровень бедности может снизиться к концу 2022 году до 8,8%. «Однако влияние мер поддержки населения на снижение уровня бедности может быть переоценено, так как не все инструменты ориентированы непосредственно на малообеспеченное население», — отмечается в заключении.

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин считает этот вариант оптимистичным еще и по причине неясных последствий, связанных с распространением коронавируса. «Надеемся, что они будут минимальными. Но, тем не менее, они уже сказываются и на российской экономике», — заявил Кудрин. Он убежден, что добиться хороших результатов в борьбе с бедностью можно только внедряя больше адресных мер поддержки.

Исполнение бюджета, а точнее остаток неизрасходованных средств — еще одна проблема России. По оценкам Счетной палаты, в 2020 году не освоены могут быть почти 500 млрд рублей. «30% общего объема дополнительных бюджетных ассигнований снова будут зарезервированы — это примерно 457,5 млрд на этот год, 773,7 на 2021 год и 857 на 2022 год», — сообщил Кудрин. И это при том, что власть настояла на проведении крайне непопулярной пенсионной реформы, мотивируя ее нехваткой денег.

Более того, по итогам 2019 года объем неосвоенных средств бюджета составил более одного триллиона рублей. Однако, несмотря на остатки и бюджетные излишки (деньги у государства на самом деле есть), правительство отказывается решить вопрос с индексацией пенсий работающим пенсионерам — как раз одной из самых уязвимых в социальном плане категорий населения. Внесение поправок в Конституцию, закрепляющих обязанность государства индексировать пенсии гражданам, эту проблему не решит, она и дальше будет регулироваться федеральным законодательством.

Депутаты попытались на заседании задать вопрос в лоб министру финансов Антону Силуанову о том, почему же власти отказываются проиндексировать пенсии работающим пенсионерам. Но глава Минфина дал какой-то слишком невразумительный ответ. А пришедший вслед за ним в Госдуму глава Пенсионного фонда Максим Топилин вообще отказался отвечать на этот вопрос, посоветовав парламентариям ограничиться выступлением Силуанова.

Аналогично и с материнским капиталом, который депутаты уже давно предлагают если не выдавать живыми деньгами, то хотя бы разрешить тратить на необходимые бытовые нужды — покупку автомобиля или квартирный ремонт. Топилин обещал над этой темой подумать, но из его слов следовало, что так просто денег от государства людям не получить. «Мы готовы рассматривать различные предложения, но я бы исходил из того, что ключевые наполнения — это жилье, обеспечение его доступности. Что касается образования, то здесь таких принципиальных изменений, наверное, не требуются», — попытался пояснить свою позицию Топилин.

Так что «царский подарок» больше привлекает красивой оберткой, но его содержимое вряд ли прельстит большинство граждан страны.

Елена Земскова