Posted 20 марта 2020,, 19:05

Published 20 марта 2020,, 19:05

Modified 30 марта, 14:40

Updated 30 марта, 14:40

Анатомия слухов: планы смыл «идеальный шторм»

20 марта 2020, 19:05
Главной темой для любых разговоров в России, включая уже и политические, стала пандемия и ее грядущие последствия.

Медицина

На этой неделе самым громким был слух, который шепотом повторяли и в высоких кабинетах, и на улицах. Мол, российское здравоохранение не просто не готово к возможной эпидемии коронавируса, но еще и власти якобы не всю правду нам рассказывает. Как уже бывало, в ход идут и страшилки про вышедшее из-под контроля биологическое оружие, созданное то ли против всех азиатов, то ли, наоборот, против всех европеоидов. С паникерами тут же вышел на борьбу Роскомнадзор, который потребовал от ряда соцсетей и СМИ удалить с сайтов фейковые новости о распространении коронавируса.

Тут россияне не одиноки. В Эквадоре местные жители по собственному почину заблокировали ВПП в аэропорту и не пускают самолеты из Испании, прилетевшие за застрявшими туристами. В некоторых африканских странах поднимается волна насилия против европейцев, которые якобы специально заражают вирусом местных жителей. Первыми жертвами становятся сотрудники благотворительных организаций, тех же «Врачей без границ», которые пытаются оказать помощь населению и информировать его о том, как защитить себя от нового вируса.

Власти пытаются, как умеют, охладить страсти. Вице-премьер Татьяна Голикова заявила о наличии в России достаточно количества аппаратов для искусственной вентиляции легких (ИВЛ) в количестве 40 тысяч штук. Она же сообщила о том, что во всех регионах сформирован двухнедельный запас лекарственных препаратов и средств индивидуальной защиты. А ближе к концу недели ФМБА отчиталось о том, что разработало сразу три прототипа вакцины против коронавируса.

В любом случае, слухи о том, что кто-то знает реальные масштабы эпидемии и скрывает их, явно не соответствуют действительности. Просто дело в том, что сейчас всей полнотой информации о коронавирусе еще не обладает никто — ни участковые педиатры, ни Минздрав, ни Росстат, ни даже российские спецслужбы, которые всегда делают вид, что знают все. А если ты чего-то не знаешь, то не можешь этого и скрывать.

Экономика

Министр финансов Антон Силуанов, 15 января утративший кресло первого заместителя главы правительства, стремительно лишается одного рычага власти за другим. Вот уже премьер Михаил Мишустин забрал у него в пользу вице-премьера Дмитрия Григоренко контроль над специальной бюджетной комиссией. Возможно, это связано с тем, что бывший человек номер два в кабинете Медведева слишком вольно рассуждает о проблемах российской экономики.

Заявления Минфина о том, что «мы отклоняемся от тех макроэкономических прогнозов, которые мы формировали на текущий год», вполне соответствуют слухам, которые ходят в предпринимательских кругах. Там говорят, что экономика страны не готова к тому «идеальному шторму», который бушует сейчас. Нефть по 30 долларов за баррель бюджет, может быть, и выдержал бы (хотя насчет 25 долларов, а тем более 15-ти — уже вопрос), но идущая параллельно пандемия бьет сразу по слишком многим целям.

Большие потери уже прогнозирует вся туристическая отрасль, за ней на подходе транспортная — в первую очередь, авиакомпании, но не только они. В связи со срывом поставок из Китая, которые, неизвестно еще, восстановятся ли до лета, можно ждать проблемы практически по всем категориям ширпотреба. И это не говоря о компьютерах, телефонах и, кстати, медицинских приборах.

Проваливается, таким образом, и торговля. Ну и, как это уже случилось в Европе, практически замирает сфера услуг.

Политика

С середины марта власти вынуждены опровергать слухи о скором введении комендантского часа, а то и военного положения. Были также вбросы о возможном закрытии больших городов, введении границ между разными регионами России.

Еще один вопрос — это всероссийское голосование по президентскому пакету поправок в Конституцию, который оппозиция называет конституционным переворотом. Владимир Путин все же назначил-таки это мероприятие на 22 апреля, и теперь властям надо изворачиваться, чтобы провести его в условиях тех ограничений из-за эпидемии, которые, уже есть, и тех, которые, вероятнее всего, в ближайшее время еще придется ввести.

Как уже заявила глава Центризбиркома Элла Памфилова, голосование может быть растянуто на неделю — с 15 по 22 апреля, причем принять участие в нем можно будет и онлайн, не выходя из дома. Никаких наблюдателей, кроме представителей подконтрольных властям организаций, вроде общественных палат, на этом голосовании не предполагается. При этом ряд экспертов отмечают, что ЦИК не хочет публиковать подробный отчет о том, кто каким способом проголосовал, то есть выяснить масштаб возможных фальсификаций не представляется возможным даже теоретически.

Между тем, ТАСС из-за стремительно меняющейся обстановки был вынужден приостановить публикацию новых серий проекта «20 вопросов Владимиру Путину». В условиях, когда одна плохая новость накладывалась на другую, каждая следующая порция этого заранее записанного интервью вызывала еще большее недовольство, чем предыдущая. Венцом стала та часть, в которой президент заявил, что в России к среднему классу относятся 70 процентов населения — те, кто получают больше полутора МРОТ в месяц, то есть около 17 тысяч рублей. Как раз в день выхода этой серии рубль обесценился настолько, что это стало означать, что российский «средний класс» живет примерно на 7 долларов в день.

В общем, судя по всему, российским властям пришлось отказаться от многих прежних планов и в ручном режиме отражать все новые и новые вызовы и угрозы, сыплющиеся словно из прохудившегося мешка.

Иван Преображенский